У еды меняется вкус и вес

Производители продовольствия жертвуют качеством продуктов из-за экономического кризиса и продуктового эмбарго
Из-за роста цен на еду многие люди вынуждены покупать меньше продуктов/ А. Махонин/ Ведомости

За первую половину 2015 г. реальная начисленная зарплата россиян сократилась на 8,5%, следует из опубликованного на прошлой неделе доклада Росстата. А стоимость минимального месячного набора продуктов питания в среднем по России на конец июня 2015 г. стала на 14,3% больше, чем в начале года. «Уже точно можно сказать, что люди начали экономить на еде», – констатирует гендиректор одного из крупнейших производителей и импортеров макарон «СИ групп» Андрей Гуров.

Производителям продуктов питания пришлось несладко. С одной стороны, из-за снижения покупательной способности уже 12 месяцев падает выручка, с другой – растет себестоимость. В ответ производители стали предлагать новые товары из более дешевых ингредиентов, отмечено в июньском исследовании PwC «Экономический спад в России».

Компании выкручиваются, как могут. «Некоторые снижают стоимость товара за счет использования более дешевого, но не всегда лучшего с точки зрения качества сырья, уменьшают объем упаковки», – говорит директор по развитию ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. Но это не единственная тактика. Те, кто не готов жертвовать качеством, ищут другие пути сокращения производственных издержек, объясняет он. Например, производитель консервов «Помидорпром» экономит на упаковке: для некоторых продуктов холдинг поменял стеклянную тару на упаковку из гибких материалов, рассказала директор по маркетингу холдинга Светлана Царенко. Другие производители переходят на выпуск новых продуктов более низкого ценового сегмента, продолжает Востриков.

Человек, близкий к «Руспродсоюзу», приводит некоторые замеченные им способы экономии на рецептах и упаковке. Ряд производителей чая переходят на более дешевое сырье и уменьшают вес чайного пакетика. Некоторые производители шоколадных изделий заменяют «какао тертый» на «какао-порошок» – более дешевый субпродукт, а вместо масла какао используют эквиваленты жиров, например рапсовое или пальмовое масло. В кабачковую икру стали добавлять муку и другие наполнители, а в томатной пасте в качестве загустителя снова стали использовать крахмал, перечисляет собеседник «Ведомостей». Падает спрос на дорогие макароны и растет на самые дешевые – из хлебопекарной муки. Поэтому многие производители стали использовать именно такую муку для производства продукции по заказу розничных сетей – ведь для товаров под собственной маркой сетей очень важно быть самыми дешевыми в своей категории, говорит менеджер одной из бакалейных компаний. Продукция под собственной торговой маркой подвергается особенно жесткому контролю, возражает представитель розничной сети «Дикси».

Подмена понятий

Если состав продукта соответствует российским требованиям и указан на упаковке, никаких вопросов к производителю нет, объясняет «Ведомостям» чиновник Роспотребнадзора. К сожалению, за прошедший год многие производители, как российские, так и зарубежные, пренебрегают этими правилами. Они выдают дешевый продукт за более дорогой. Рынок заполнил продуктовый фальсификат, сокрушается чиновник.

По итогам 2014 г. Роспотребнадзор отметил резкий рост количества забракованных во время проверок продуктов сразу в нескольких категориях. Больше всего – в 24 раза – увеличился объем некачественной импортной кондитерской продукции, импортных ягод – в 13 раз, импортной рыбы – почти в 6,5 раза, указало ведомство в докладе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Инспектора забраковали почти в 4 раза больше импортной молочной продукции и в 3 раза – заграничных овощей и фруктов. Проблем с отечественной продукцией тоже стало больше: в разы выросло количество забракованных кондитерских изделий, рыбной и мясной продукции (подробнее см. иллюстрацию).

Меньше и дешевле

В этом году отношение покупателей к приобретению продуктов заметно изменилось, свидетельствует исследование холдинга «Ромир». Так, 28% респондентов уменьшили закупки, приобретая в магазине только самое нужное, 24% ищут на полках самый дешевый товар и стараются приобретать продукты со скидкой; 22% чаще покупают продукты в дискаунтерах; 10% стали просто реже ходить в магазин. Покупатели пытаются сэкономить и за счет упаковки, заметили исследователи «Ромира». Так, например, на 15% выросла доля людей, приобретающих растворимый кофе в большой упаковке (190 г) – это выгоднее, чем покупать упаковку в 50 г. А каши моментального приготовления, наоборот, стали чаще покупать в пакетиках, а не коробках (доля тех, кто это делает, выросла на 21%). Производители в ответ начали предлагать многие продукты в уменьшенных упаковках, рассказывает топ-менеджер одного из крупных ритейлеров. Еще в 2008 г. в магазинах стало массово появляться молоко в упаковках 900 мл вместо 1 л, а бакалейные товары – в пакетах 900 г вместо 1 кг, вспоминает он. Сейчас тенденция усилилась и на полках уже сложно найти, например, литровые пакеты молока, более того, и молоко, и бакалею теперь часто пакуют в пакеты по 750 миллилитров и граммов соответственно, продолжает собеседник «Ведомостей». А многие кондитерские предприятия уменьшили объем плиток шоколада со 100 до 80–90 г. «Все это с одной целью – чтобы создать у покупателя иллюзию сохранения цены на прежнем, докризисном уровне», – резюмирует он.

Овощи и ягоды отчасти пострадали по политическим мотивам, следует из слов чиновника Роспотребнадзора: после введения в августе прошлого года эмбарго на поставку овощей из Европы и США товары из этих стран пытались выдать за продукцию другого происхождения, и они браковались именно по этим причинам.

А вот к импортным и отечественным сладостям, рыбе, молоку и колбасам очень часто возникали претензии по качеству. Есть и хорошая новость, продолжает чиновник: за последнее время в России стало меньше испорченных или опасных для здоровья продуктов. Плохая новость в том, что резко увеличилось число продуктов фальсифицированных: они не отвечают ГОСТам и техническим регламентам, указанный на их упаковке состав не соответствует содержанию. В этом году ситуация не улучшилась, сожалеет собеседник «Ведомостей».

Судя по данным Роспотребнадзора, признаниям отраслевых объединений и самих производителей, больше всего несоответствий в кондитерских изделиях, рыбе и молоке. Масштаб проблемы с качеством двух последних продуктов Роспотребнадзор оценивает довольно точно: с июля 2014 г. ведомство проводило внеплановые проверки молочной и рыбной продукции по поручению правительства. По их итогам оказалось, что в 27% мороженых рыбы, рыбных и морепродуктов либо превышено содержание ледяной глазури, либо используется в составе более дешевый продукт. А в 20% проверенного сливочного масла, 13% творога и 10% сыра животные жиры заменены растительными, и по справедливости эти продукты должны называться спредом, творожным и сырным продуктом.

Кто снял сливки

В том, что на первом месте по доле фальсификата оказалось сливочное масло, нет ничего удивительного. Чем выше содержание жиров в продукте, тем выгоднее заменить животные жиры растительными, объясняет предправления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. Импортозамещение на рынке молочных продуктов привело к серьезному ухудшению их качества, признает он. Самой серьезной проблемой стал экспорт молокосодержащих продуктов с Украины и из Белоруссии, которые в России упаковывались и продавались под видом сыра, сливочного масла и т. д., объясняет он. В этом году экспорт молочных продуктов с Украины запрещен, но, несмотря на это, ситуация с фальсификатом не улучшилась: импортная продукция продолжает поступать в Россию под видом транзита в Казахстан и другие соседние с Россией республики. Занимаются фальсификацией и российские производители, признает Даниленко.

Пальмовое масло сейчас добавляют везде – в сыр, йогурт, творог – и часто замалчивают этот факт, отмечает президент группы компаний «Эконива» Штефан Дюрр. «Пальма» дешевле животного жира, мы с ней конкурировать не можем. Никакие субсидии государства не помогут. Я не устану об этом повторять: любая поддержка будет пустой, если не будет борьбы с фальсификатом», – настаивает Дюрр.

Чаще всего фальсификациями занимаются небольшие региональные предприятия и дистрибуторы. Последние закупают молокосодержащие продукты и в процессе упаковки «превращают» их в молочные продукты, считает Даниленко.

Действительно, из информации на сайте Роспотребнадзора следует, что чаще всего фальсификатом оказывается продукция малоизвестных компаний, а иногда место производства вообще не удается установить. Например, управление ведомства по Волгоградской области обнаружило сливочное масло «Крестьянское», в котором сливочные жиры были замещены растительными. По документам продукт был изготовлен ООО «Молочная ферма» на Нелидовском маслосырозаводе. Но при разбирательстве оказалось, что компания еще четыре года назад объявила о прекращении производства этой продукции. Поэтому Роспотребнадзор выпустил предупреждение о незаконном обороте такого масла.

Глазурь и порошок

В конце 2014 г. в целом по России четверть проверенных Роспотребнадзором проб мороженой рыбы и рыбной продукции оказывалась забракованной из-за нарушений правил маркировки – в первую очередь недостоверной информации о содержании ледяной глазури, а еще примерно 3% – фальсифицировано, следует из информации на сайте ведомства. Количество нарушений по доле глазури выросло именно в 2014 г. и продолжает расти: сейчас в некоторых регионах при проверках из-за этого бракуется до 80% проб, рассказывает чиновник Роспотребнадзора. Масса глазури может составлять в весе продукта до 60% при гигиеническом нормативе не более 5%.

Среди компаний, в продукции которых Роспотребнадзор нашел слишком много глазури, мелькают и крупные – калужская «Полар сифуд раша» и калининградская «Вичунай», а также московский магазин «Рыбная мануфактура № 1». Юрист «Полара» обещал позже прокомментировать ситуацию, с представителем «Вичуная» связаться не удалось, но сотрудники двух этих компаний считают, что речь скорее всего шла о подделках их продукции. Сотрудник «Рыбной мануфактуры» сообщил, что по документам у поставщика рыбы все было в порядке. Но, судя по сообщению на сайте московского управления Роспотребнадзора, оспорить претензии компании не удалось.

«Нет оснований не доверять данным Роспотребнадзора», – говорит руководитель Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов. «Безусловно, на фоне снижения уровня доходов и роста себестоимости продукции по всей цепочке некоторые недобросовестные бизнесмены пытаются продавать воду», – продолжает он. Ситуация связана с падением спроса на рыбу из-за роста цен на нее в 2–5 раз, объясняет руководитель Информационного агентства по рыболовству Александр Савельев. По словам Балашова, в основном грешат с лишней глазурью импортеры рыбы из Китая и стран Юго-Востока. «В Китае по заказу могут устанавливать необходимый для покупателя процент глазури. Более того, они научились также накачивать и саму рыбу водой, и это тоже стало востребованной нашими импортерами услугой», – рассказывает Балашов.

Другой массовый прием обмана потребителя – подмена видов белой рыбы. В белом бруске замороженной рыбы только специалисты и жители приморских городов смогут отличить более дорогую треску от дешевой пикши. Из-за запрета на ввоз норвежской семги в продаже стали появляться и подделки под эту рыбу – под видом филе семги стали продавать горбушу, говорит Балашов. Разница в цене при подмене может достигать 10 раз, считает Савельев.

Распространенный способ обмана покупателя еще и в том, что замороженную рыбы часто выдают за охлажденную, отмечает он. Охлажденная рыба во всем мире считается премиальной и стоит в среднем на 30% дороже замороженной. Практически всю продаваемую рыбу, за исключением карпов и карасей, невозможно доставить в Россию охлажденной, считает Савельев.

«Трудятся» над снижением себестоимости и производители кондитерских изделий. Некоторые скрывают информацию об использовании какао-порошка и растительных масел, отмечает чиновник Роспотребнадзора.

В верхнем и премиальном ценовых сегментах качество шоколада не вызывает сомнений и состав соответствует маркировке, уверен президент кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьев. Но если цена брендового шоколада ниже 90–100 руб. для 100-граммовой плитки горького шоколада с высоким содержанием какао и 70–80 руб. для такой же плитки молочного и темного шоколада и это не акция или распродажа, то покупателю стоит задуматься, предупреждает Муравьев.

Мясокомбинаты иногда вводят покупателей в заблуждение, называя полусухие колбасы более дорогими сырокопчеными: по ГОСТу производитель при использовании микроорганизмов, ускоряющих процесс созревания колбасы, обязан на маркировке указывать слово «полусухая», чего многие не делают. А кое-кто добавляет в колбасные изделия гелеобразующие элементы (каррагинаны и воду), которые увеличивают вес готовой продукции, знает чиновник Роспотребнадзора.

Проблемы на высшем уровне

Как бороться с некачественными продуктами? «Остается только терпеть и ждать [когда закончится кризис]», – считает Гуров из «СИ групп».

Количество подделок продуктов в этом году не снижается из-за того, что штрафы за фальсификацию мизерные, они не соизмеримы с прибылью, которую получает недобросовестный производитель, считает Даниленко. Изменить ситуацию может только повышение штрафов, но предполагающий это законопроект уже год не может пройти через Госдуму, добавляет он. Чаще всего Роспотребнадзор накладывает на нарушителей штраф по ст. 14.43 КОАП – «нарушение изготовителем требований технических регламентов» – до 300 000 руб. для юридических лиц.

Ритейлеры, самостоятельно контролирующие качество продуктов в своих сетях, говорят, что отказываются от поставщиков-нарушителей. В случае незначительных замечаний по качеству поставщику может быть предоставлен срок на устранение несоответствий, в более серьезных случаях некачественные товары выводятся из ассортимента торговых сетей, говорит директор по качеству X5 Retail Group Светлана Чебарова. В случае выявления нарушений все последующие поставки от партнера блокируются до подтвержденного исправления ситуации, отмечает представитель «Дикси».

На проблемы с качеством продуктов в конце прошлого года обратило внимание Главное контрольное управление, подготовившее докладную записку президенту России Владимиру Путину, говорит человек, близкий к администрации президента. По его мнению, это ускорило процесс создания новой структуры – Российской системы качества (Роскачество), которая в том числе займется мониторингом и исследованием качества продаваемой продукции, а также присвоением ей знака качества. По словам руководителя Роскачества Максима Протасова, система будет проводить веерные исследования, в которые может попасть любой товар с прилавков российских магазинов. Данные исследований будут опубликованы в открытом доступе, а о выявленной в процессе мониторинга небезопасной продукции Роскачество будет сообщать в Роспотребнадзор.