Джо Байден готовит подарок России

Отказ США от строительства нефтепровода Keystone XL повысит спрос на Urals
Tom Brenner/REUTERS

20 января, сразу после инаугурации, избранный президент США Джо Байден планирует подписать ряд документов, один из которых запретит строительство канадско-американского нефтепровода Keystone XL, сообщило CBC News. Это решение может стать финальной точкой в истории проекта, инициированного еще в 2008 г. Решение о запрете его строительства уже принимал в 2015 г. Барак Обама в связи с резкими протестами экологов. Однако Дональд Трамп уже на четвертый день своего президентства отменил решение предшественника и пообещал завершить строительство Keystone XL.

Потребность в этом нефтепроводе обострилась в феврале 2018-го, когда на фоне политических противоречий между Вашингтоном и Каракасом венесуэльская государственная нефтяная компания PDV прекратила поставки нефти крупнейшей американской нефтяной корпорации ExxonMobil.

На протяжении многих десятилетий американская нефтеперерабатывающая промышленность использовала различные сорта нефти, в том числе и тяжелые, чтобы получать комбинированные по составу бензины в результате многопрофильного очистительного и перерабатывающего процесса. Срыв поставок нефти из Венесуэлы поставил под удар всю местную нефтеперерабатывающую промышленность.

«Венесуэльская нефть была крайне необходима для полноценного набора входной нефти, востребованного американскими НПЗ. Когда эти поставки прекратились, возникла идея закупать эту нефть у Канады, но для ее транспортировки нужно было строить новые нефтепроводы», – объясняет руководитель Центра проблем энергетической безопасности Института США и Канады РАН Андрей Корнеев.

Заметные проблемы с переработкой нефти в США наблюдаются уже сейчас. По данным Управления энергетической информации США (EIA), в сентябре прошлого года совокупный объем нефтеперерабатывающих мощностей в стране упал до минимального значения в 18,4 млн баррелей в сутки и до сих пор остается на том же уровне.

Но и эти мощности загрузить на полную не получается – по усредненным за последний месяц данным, на 8 января на американские НПЗ поступало 14,332 млн баррелей в сутки, что соответствует показателям декабря 1996-го. В январе этого года добыча сланцевой нефти, по прогнозу EIA, составит 7,4 млн баррелей в сутки, хотя ровно год назад эта цифра была выше 9 млн баррелей.

Наращивать этот показатель за счет собственной добычи нефти США в ближайшие годы не смогут. Дело в том, что Джо Байден неоднократно заявлял о намерении активно бороться с добычей углеводородных энергоресурсов на территории страны и совершить переход к безуглеродной энергетике. И хотя полного запрета на использование основной технологии при добыче нефти и газа из сланцевых пород – гидроразрыва пласта – не будет (такое мнение еще в ноябре приводил вице-председатель консалтинговой компании WoodMac по американскому региону Эд Крукс), новый глава Белого дома точно прекратит выдачу новых лицензий для разработки нефтегазовых месторождений на морском шельфе и государственных землях. По прогнозам, к 2035 г. это приведет к падению объема добычи нефти и газа на шельфе США на 30%.

Но быстро осуществить фазовый переход к безуглеродной энергетике администрация Джо Байдена тоже не сможет ввиду нынешнего кризисного состояния американской экономики, уверен Корнеев. В результате США потеряют статус самообеспечивающейся углеводородным топливом державы, обрести который старательно пытались два предыдущих президента страны. «Если при этом прекратится субсидирование нефтедобывающей, транспортирующей и перерабатывающей промышленности, США окажутся в состоянии, когда определенные попытки перейти к более чистой энергетике все же будут предприниматься, но сама добыча углеводородов внутри страны, особенно ввиду неизбежного краха сланцевой индустрии, станет нерентабельной», – говорит ученый.

Россия может выиграть от этой ситуации сразу по нескольким направлениям, уверен Корнеев. Во-первых, если отечественные компании будут вкладываться в добычу нефти в Венесуэле и через посредников способствовать ее поставкам на американские НПЗ. «Российские инвесторы и посредники будут получать прибыль от таких операций, если удастся выстроить цепочку, которую примут американские покупатели, – указывает эксперт. – Это сложно и рискованно, но в целом возможно».

Второй вариант, более реалистичный – налаживание спотовых поставок СПГ на американский рынок в зимний период, когда стране требуется все больше топлива, а поставки из Канады и Мексики остаются стабильными, но не могут быть резко увеличены. Такая практика уже существует – газ на криогенных танкерах из арктической зоны России уже поставляется на Восточное побережье США через Атлантический океан. В перспективе при должном освоении Северного морского пути и организации круглогодичной проводки танкеров такие поставки могут осуществляться и на Западное побережье – в Калифорнию и Сан-Франциско, где потребность в таком топливе стабильно растет в последние годы.

В любом случае США придется наращивать импорт тяжелых сортов нефти, главным поставщиком которой является Россия. По оценкам Управления энергетической информации (EIA) минэнерго США, в октябре 2020 г. (более свежих данных пока нет) Россия уже поставляла в США 660 000 баррелей нефти и нефтепродуктов, заняв второе место после Канады (3 968 000 баррелей). Мексика опустилась на третье место среди поставщиков топлива с показателем 574 000 баррелей, а Саудовская Аравия оказалась на четвертой строчке – 280 000 баррелей.