«Новапорт» Романа Троценко может получить контроль над аэропортом Архангельска

Но об интересе к этому активу говорят и другие аэропортовые холдинги
Сами терминалы в Архангельске довольно старые/ Владимир Трефилов / РИА Новости

Аэропортовый холдинг «Новапорт», подконтрольный бизнесмену Роману Троценко, заинтересован в приобретении акций международного аэропорта Архангельска (Талаги), сообщили «Ведомостям» три источника из менеджмента авиакомпаний и подтвердил собеседник в «Новапорте».

Около года назад холдинг уже купил у частного акционера пакет акций АО «Аэропорт Архангельск» меньше блокирующего (меньше 25%), а теперь планирует довести свою долю до контрольной, говорит один из собеседников «Ведомостей». Компанию, продавшую акции, он не называет. Два других собеседника газеты говорят, что готовится подписание соглашения о совместном развитии аэропорта между региональными властями, «Новапортом» и авиакомпанией Smartavia, которая является базовым перевозчиком для Архангельска. Smartavia должна будет обеспечить наращивание пассажиропотока после реконструкции аэропорта, уточнил источник в авиакомпании.

«Новапорт» планирует обсудить с администрацией региона продажу акций аэропорта в ближайшее время», – говорит один из собеседников «Ведомостей». Инвестиции холдинга в актив составят не менее 5 млрд руб., считает он. «Аэропорт старый, потребуется реконструировать вокзал, технику», – объясняет источник.

Пресс-служба аэропорта и «Новапорт» на запросы «Ведомостей» не ответили.

Об интересе к аэропорту Архангельска заявляют и «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга. «Этот аэропорт нам интересен вне периметра нашего совместного предприятия с «Новапортом». Будем ли мы участвовать в конкурсе, зависит от его условий, когда он будет объявлен», – говорит представитель «Аэропортов регионов». Компания «Красинвест» (участники рынка связывают ее с бизнесменом Олегом Дерипаской. – «Ведомости») также заинтересована в активе, сообщил представитель компании.

Что такое «Новапорт»

Холдинг включает 21 региональный аэропорт в России, в том числе в Новосибирске, Тюмени, Челябинске, Перми, Волгограде, Астрахани, Минеральных Водах и других городах. Еще три аэропорта «Новапорт» будет развивать совместно с «Аэропортами регионов» – в Магадане, Благовещенске и Оренбурге. Пассажиропоток в 2019 г. – 23,6 млн человек, грузопоток – 71 800 т. Контролирующий акционер – AEON Corporation Романа Троценко.

«С точки зрения пассажиропотока и потенциала Арктического региона развитие аэропорта Архангельска имеет большие перспективы», – добавил он.

По данным «СПАРК-Интерфакса», 51,4% АО «Аэропорт Архангельск» принадлежит областному министерству имущества, 31,5 и 2,7% – аффилированным друг с другом «Аэропортам Поморья» и «Аэробилдингу» соответственно. Гендиректор «Аэропортов Поморья» Виктор Грибин отказался комментировать «Ведомостям» продажу акций «Новапорту». Связаться с бенефициаром обеих компаний Екатериной Кусакиной (стала владелицей 100% их акций в августе 2020 г.) «Ведомостям» не удалось.

Замминистра транспорта Архангельской области Денис Кулижников сообщил «Ведомостям», что пока власти «не располагают информацией о привлечении частных инвесторов и о приватизации акций предприятия». По его словам, первоочередной задачей в аэропорту Архангельска является реконструкция аэровокзального комплекса, которая предполагает ремонт взлетно-посадочной полосы (ВПП), установку светосигнального оборудования, ремонт рулежных дорожек, системы электроснабжения и др. Эти работы, как предполагается, будут произведены за бюджетные средства – 4,6 млрд руб. в 2022–2024 гг. Сейчас идет проектирование работ, начало строительства запланировано на 2022 г., сообщала Росавиация в сентябре.

Аэропорт Архангельска расположен в 6 км к северо-востоку от города. Его годовой пассажиропоток до пандемии COVID-19 приближался к 1 млн человек. Это четвертый по величине аэропорт на Северо-Западе России после петербургского «Пулково», калининградского «Храброво» и аэропорта Мурманска. При этом пропускная способность архангельского аэропорта составляет всего 1,2 млн человек в год. За семь месяцев 2021 г. пассажиропоток в Талагах вырос на 9% относительно уровня января – июля 2019 г.: до 569 100 человек. С 2011 г. проводилась реконструкция терминалов и привокзальной площади, в 2019 г. в строй ввели галерею между терминалами внутренних и международных линий.

Сами терминалы в Архангельске довольно старые, говорит директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Терминал морально устарел уже давно. Но бюджетные решения, направленные на увеличение площади, могут поддержать приемлемый уровень комфорта. Планы по развитию этого аэропорта были, но их реализации мешало отсутствие инвестиций», – объясняет эксперт. Аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова говорит, что состояние аэропорта относительно хорошее, а вот ВПП на аэродроме старая: «Пассажиры характеризуют ее не иначе как «стиральная доска».

Пассажиропоток аэропорта можно нарастить за счет развития как местных перевозок, так и международных рейсов, рассуждает Пантелеев. «Первый фактор я бы оценил как умеренный, а вот возможности по развитию международной сети, туристических курортных направлений дали бы аэропорту дополнительный приток», – говорит эксперт. Сахнова соглашается, что можно увеличить международный трафик аэропорта. «Например, 10 лет назад airBaltic летала из Архангельска в Ригу, но прекратила полеты из-за недостатка судов, по словам перевозчика», – говорит она.