Заморозку рыбы и мяса предложили контролировать через спутники

Бизнес попросил из бюджета на новую систему почти 2 млрд рублей
Чаще всего нарушения фиксируют при перевозке рыбы и морепродуктов (994 партии, 75 612 т) и мяса и мясопродуктов (359 партий, 584 т). / Евгений Разумный / Ведомости

15 ноября в Торгово-промышленной палате комитет по агропрому будет обсуждать законопроект по контролю температурного режима скоропортящейся продукции на транспорте. «Ведомости» ознакомились с пояснительной запиской к готовящемуся законопроекту «О непрерывной холодильной цепи (НХЦ) оборота пищевой продукции в РФ». Законопроект предполагает разработку программы развития и нормативного обеспечения НХЦ в области производства, хранения, транспортировки и реализации скоропорта, требований к его освидетельствованию и проч. Он разработан бизнес-структурами, в частности Ассоциацией организаций продуктового сектора (АСОРПС), но представитель Россельхознадзора рассказал «Ведомостям», что ведомство принимает непосредственное участие в проработке инициативы.

Тестирование системы НХЦ прошло в июне – октябре 2020 г. при транспортировке скоропорта с Дальнего Востока в центральную часть РФ, говорит президент АСОРПС Михаил Синев. Рефконтейнеры оснащали термодатчиками, электронными пломбами и другим оборудованием, подключенным к АСМ ЭРА на базе систем «ЭРА-Глонасс» и «Меркурий» Россельхознадзора, которые обеспечивали взаимодействие с Федеральной государственной информационной системой в области ветеринарии. За четыре месяца осуществлено 17 перевозок скоропорта, в том числе мультимодальных. Телеметрия велась с момента заморозки до поставки ритейлерам, максимальное время контроля составило 32 дня 23 часа (от города Артем в Приморье до Петербурга). Технически все готово к запуску НХЦ, но нет законодательной базы, которая обяжет устанавливать оборудование на транспортные средства (ТС), не определен координирующий орган. АСОРПС предлагает назначить таким органом Минсельхоз («Ведомости» направили запросы в министерство и АО «Глонасс»).

По словам Синева, в год в России производится порядка 90 млн т пищевых продуктов, но потери скоропорта из-за несоблюдения температурных условий составляют 15%, в то время как в развитых странах – 9%. «Это сотни миллиардов рублей», – подчеркнул Синев.

По данным Россельхознадзора, в 2019–2021 гг. нарушения температурного режима были выявлены в 1377 партиях скоропорта объемом 76 229 т. Чаще всего нарушения фиксируют при перевозке рыбы и морепродуктов (994 партии, 75 612 т) и мяса и мясопродуктов (359 партий, 584 т). На морском транспорте нарушения фиксировались при перевозке 126 партий (36 214 т), на железнодорожном – 864 партий (30 810 т), на автомобильном – 387 партий (9204 т).

Представитель Россельхознадзора считает, что НХЦ сократит сроки доставки и ветеринарно-санитарного осмотра грузов, а также снизит затраты на излишнюю заморозку грузов. Это также позволит оперативно реагировать на поломку холодильного оборудования и не допускать в оборот небезопасные в ветеринарно-санитарном отношении скоропортящиеся грузы, добавил он.

По словам Синева, вступление в силу закона об НХЦ поспособствует сокращению объема нарушений по рыбе, мясу и молоку до 100% и до 20–30% по остальной продукции. Основной объем нарушений допускают недобросовестные участники холодильной цепи оборота, к которым можно отнести сотрудников контролирующих органов, грузоотправителей, собственников и производителей скоропорта, транспортно-логистических центров (ТЛЦ), железнодорожных операторов и автоперевозчиков. «Мелкие региональные сети зачастую относятся к соблюдению температурных условий весьма некритично, – говорит президент АСОРПС. – В крупных сетях проблеме уделяется внимание лишь при наличии требований федеральных органов, но они несистемны. Отсутствуют единые требования к освидетельствованию изотермических вагонов и контейнеров, специализированного автопарка и ТЛЦ по теплотехническим параметрам».

При введении НХЦ, по оценкам АСОРПС, только производители отечественного холодильного оборудования смогут получить не менее 800 млрд руб. за первые пять лет действия закона. Кроме того, по мнению Синева, в краткосрочной перспективе закон может привести к некоторому росту себестоимости продукции в связи с ростом затрат на транспортировку и хранение (не более 10% от всей себестоимости). Но по мере развития отечественного производства и холодильной промышленности, роста конкуренции и насыщения рынка качественными продуктами питания рост себестоимости будет скорректирован в дальнейшем, говорит он. Кроме того, в пояснительной записке указано, что в первые три года потребуется 1,9 млрд руб. из федерального бюджета для организации оборота водных биоресурсов. Платить за установку контрольного оборудования будут владельцы вагонов, контейнеров, полуприцепов, но Синев считает эти издержки незначительными: «Максимальная стоимость комплекта оборудования порядка 40 000 руб. Но это единовременная установка. Оборудование работает продолжительное время».

Законопроект предполагает, что затраты по созданию новой техники, средств управления и контроля для модернизации ресурсов НХЦ возьмет на себя федеральный бюджет, говорит президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев. На бизнес лягут расходы по обучению и аттестации специалистов, утилизации фальсификата, финансированию механизма саморегулирования отрасли, средств управления и контроля для модернизации спецресурсов НХЦ.

По словам представителя РЖД, несмотря на более сложную технологию доставки, перевозка скоропорта по железной дороге выгодна как грузоотправителю – за счет скорости, высокой сохранности, доставки точно в срок и конкурентоспособного тарифа, – так и монополии. Компания располагает технологиями, оборудованием и специалистами, способными обеспечить НХЦ, говорит он. Президент ООО «Таскор-21» (транспортно-экспедиторская компания) Виталий Момот отметил, что температурный режим скоропорта должен соответствовать нормативам на всем пути следования, но в такие перевозки вовлечено много участников, единых правил по контролю за температурой нет и сейчас практически невозможно определить, на каком этапе перевозки произошло нарушение.

НХЦ может простимулировать сокращение сроков доставки, уверен Зверев из ВАРПЭ. Сейчас, по его словам, при доставке рыбопродукции по маршруту Владивосток – Москва (туда-обратно) требуется 60 суток. Зверев считает, что целью программы может стать сокращение срока до 30 суток, это может увеличить и оборачиваемость рефконтейнеров. Также, по его словам, внедрение системы закроет вход на рынок недобросовестным поставщикам.

НХЦ также позволит уравнять условия для железнодорожных операторов и автоперевозчиков. По словам гендиректора ООО «Норд транс» Дмитрия Логинова, железнодорожный транспорт находится под особым контролем и «часто клиенты при одинаковой ставке за перевозку делают свой выбор в пользу автоперевозки». По словам Момота, из-за более жесткого контроля при равной цене перевозки скорость доставки из Владивостока в Москву по железной дороге увеличивается на 2–5 суток до 12–15 дней.

Но некоторые участники рынка опасаются, что новый контроль создаст дополнительные проблемы и издержки для бизнеса. Руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин говорит, что вопросы соблюдения температурного режима много лет решаются компаниями в рамках коммерческих отношений. «Компании должны самостоятельно воздействовать на контрагентов, чтобы те соблюдали требования законодательства», – добавил он. Юшин считает, что гораздо важнее, какова температура продукции, а не упаковки или внутри ТС. Поэтому, по его мнению, надо ставить датчики и во всех местах хранения.

Представитель «Магнита» рассказал, что у компании много лет работает собственная система мониторинга за условиями транспортировки, в том числе за температурой. Кроме того, по его словам, сторонние перевозчики обязаны передавать данные о температуре в реальном времени. Представитель Metro Cash and Carry считает, что реализация важных инициатив, направленных на безопасность потребителей, должна оцениваться предварительно с учетом интересов и возможностей участников процесса. В компании есть онлайн-контроль для большей части централизованных поставок, что позволяет фиксировать и предотвращать нарушения (неверно выставленная температура водителем, поломка рефов и проч.), говорит он. «Все издержки в конечном результате отражаются на стоимости товара на полке, даже если это имеет отложенный эффект», – подчеркнул собеседник.