«Кулинарная лавка братьев Караваевых» разместится на автозаправках

Новое направление сети может обойтись не менее чем в 500 млн рублей
Пресс-служба «Кулинарной лавки братьев Караваевых»

Торговый дом «Нефтьмагистраль», который весной 2023 г. стал владельцем «Кулинарной лавки братьев Караваевых», планирует открыть точки этой сети на всех своих автомобильных заправочных станциях (АЗС). Об этом «Ведомостям» рассказал представитель самой компании. Об этих намерениях также знают два консультанта по недвижимости. Другие детали представитель «Нефтьмагистрали» не раскрыл, сообщив лишь, что ассортимент сети представлен на всех АЗС, а первое полноценное кафе уже строится на заправке на Дмитровском шоссе, оно откроется в следующем году.

Согласно официальной информации, торговый дом управляет 104 заправками в Москве и Московской области. По оценке генерального директора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, если речь идет о полноценных кафе, то открытие одной точки может обойтись компании в 5–6 млн руб. Таким образом, общие затраты на проект составят 520–624 млн руб.

«Кулинарная лавка братьев Караваевых» – сеть городских кафе с кулинарией, выпечкой и кофе, основана Евгением Каценельсоном и Владимиром Лякишевым в 2008 г. Спустя год их партнером по проекту стал бизнесмен Игорь Моисеев. В 2021 г. Лякишев вышел из бизнеса, а в мае 2022 г. он был найден мертвым. Весной 2023 г. новым владельцем сети стала «Нефтьмагистраль». Сделка по покупке этой компании «Infoline-аналитика» оценивала примерно в 100 млн руб. Сейчас в сеть входит 43 кафе в Москве, средний чек – 660 руб. Новая точка рядом с метро «Ботанический сад» открылась в этом году – это первое кафе, запущенное с 2021 г. В ближайшие полгода вне АЗС планируется запустить еще шесть кафе, утверждает представитель компании.

«Нефтьмагистраль» – оптово-розничная топливная компания, основанная в 2001 г. По данным ЕГРЮЛ, она в равных пропорциях принадлежит Александру и Наталии Ерастовым. В 2022 г. выручка торгового дома составила 50,4 млрд руб., чистая прибыль – 622 млн руб. В портфеле компании также есть фабрика-кухня «Гурманика» и сеть бургерных «Магбургер».

Строительство полноценных кафе при АЗС поможет привлечь на заправки дополнительный трафик, уверен Ерастов. А это, в свою очередь, позволит компании увеличить долю нетопливных продаж в структуре выручки группы. Сейчас непрофильный сегмент уже генерирует порядка 50% маржи, но цель – довести его до 70%, уточняет представитель торгового дома.

Сейчас трафик на заправках в Москве может составлять 1000–2000 человек в день, говорит гендиректор компании «Русхолтс» (поставщик товаров нетопливного ассортимента на автозаправочные станции «Роснефти», «Лукойла», «Газпром нефти» и др.) Александр Кузьмин. По его словам, обеспечить такую высокую проходимость обычному кафе в Москве почти невозможно. Он напоминает, что «Нефтьмагистраль» заняла премиальную нишу ушедшего бренда BP, у которого заправки были с большими торговыми залами, куда люди заезжали в том числе целенаправленно, как в кафе. При этом Кузьмин указывает, что для крупных нефтяных компаний нетопливный бизнес, как правило, не очень интересен, так как в некоторых случаях прибыль от него даже не покрывает зарплаты сотрудникам. Хотя он признает, что потенциал у этого направления очень серьезный. Так, по подсчетам Кузьмина, на сегодня совокупный оборот нетопливной розницы по крупнейшим заправочным сетям (60% рынка) составляет около 120–130 млрд руб. в год, а вырасти он может до 200 млрд руб., если данное направление развивать.

Многие торговые сети и предприятия также пытались и пытаются работать на АЗС. Так, в 2017 г. X5 Group рассматривала возможность открытия «Пятерочек» на заправках «Лукойла», но в итоге от этого проекта отказались. «Магнит» в 2019 г. запустил несколько точек на АЗС «Татнефти» в Краснодарском крае, но развивать проект не стал, представитель компании оставил запрос «Ведомостей» без ответа. Два года назад стенды со снеками и напитками от «Вкусвилла» стали появляться в минимаркетах на заправках «Газпром нефти», «Лукойла», «Татнефти», Neste и ОРТК. Представитель ритейлера не стал комментировать успехи проекта. В сентябре 2023 г. «Азбука вкуса» открыла по франшизе свой первый минимаркет «Азбука daily» на территории АЗС «Лукойла» в Москве. Ритейлер рассматривает такие проекты как приоритетные на ближайший год и ставит своей целью «дотянуться» до клиентов сети в новых местах, а также расширять аудиторию, прокомментировал его представитель. Он добавил, что это пилотный проект и по итогам тестирования сеть рассчитывает увеличить представленность точек на АЗС. Он также уточняет, что помимо формата магазина по франшизе с 2022 г. «Азбука вкуса» сотрудничает с АЗС «Газпром нефти». На 20 ее станциях доступна готовая еда и продукты под собственными торговыми марками компании.