Natura Siberica начинает поставлять свою продукцию в страны Африки и Южной Америки

Другие крупные российские косметические компании в этих регионах не представлены
Евгений Разумный / Ведомости

Российский производитель косметики Natura Siberica начал поставлять свою продукцию в страны Африки, сообщил «Ведомостям» представитель компании. По его словам, пока речь идет о Марокко и Тунисе, но переговоры ведутся также с местными партнерами в Египте и на Мадагаскаре. Он уточнил, что все отгрузки в новые регионы идут через локальных дистрибуторов, а затем косметика поступает в торговые и аптечные сети. Эту информацию подтвердил один из партнеров компании в странах Африки. Он уточняет, что косметика Natura Siberica уже продается в Тунисе в аптеках. В Марокко же ее продукция реализуется через онлайн-площадку Ubuy и магазины AccessoriesShop. Объем поставок представитель Natura Siberica не раскрыл.

Сама компания уже активно работает за рубежом. На сайте Natura Siberica указано, что ее продукция поставляется в 85 стран мира. В том числе в прошлом году российская марка появилась в ритейл-сетях в восьми странах Ближнего Востока (Саудовской Аравии, Бахрейне, Иордании, ОАЭ и проч), а также во Вьетнаме, на Тайване, в Гонконге и Малайзии. Продукция представлена в гипермаркетах Nahdi и в розничных сетях Careefour в Дубае, в сети Monoprix в Катаре, в сетях Alyss – на Кипре. В 2023 г. Natura Siberica вышла также на рынок Центральной Америки, ее продукция начала продаваться в Коста-Рике. Речь идет о косметике 100 различных наименований, которая сейчас представлена в 154 магазинах сети Super Salone и аптеках, сообщил представитель компании. По его словам, в 2024 г. Natura Siberica также намерена начать поставки в Южную Америку: Чили, Колумбию, Аргентину, Парагвай, Бразилию.

В 2023 г. выручка компании от международных продаж превысила показатели прошлого года на 30%, утверждает представитель Natura Siberica. Абсолютные цифры он не назвал, но общий оборот международных продаж за 10 месяцев 2022 г. составлял более 20 млн евро, сообщала Natura Siberica в прошлом году. «Группа планомерно расширяет географию, и мы уверенно закрепляем за собой статус транснациональной компании», – говорит генеральный директор ГК Natura Siberica Феликс Либ. По его словам, компания планирует продавать за рубежом как премиальные линейки, так и масс-маркет.

До 2021 г. Natura Siberica была одним из лидеров в производстве натуральной косметики в России. После смерти основателя группы Андрея Трубникова в январе 2021 г. до конца 2022 г. в компании длился конфликт наследников и назначенных ими управляющих. В январе 2022 г. гендиректором Natura Siberica стал Феликс Либ, который ранее работал в АФК «Система», а в мае 2023 г. «Система» приобрела актив у наследников основателя. В конце 2020 г. Трубников оценивал бизнес Natura Siberica в $500 млн, а в начале 2022 г. эксперты называли цифру в $70–100 млн. Выручка основных юрлиц «Натура Сиберика» в 2020 г. суммарно составила 11 млрд руб., в 2021 г. – 9,3 млрд руб. (тогда часть магазинов закрывалась и останавливалось производство), в 2022 г. – 11,6 млрд руб., по данным «СПАРК-Интерфакса».

Африка – очень перспективный регион с точки зрения поставок косметики, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Согласно данным компании Statista.com, в 2023 г. общий объем рынка красоты на африканском континенте составляет $7,9 млрд, а среднегодовой темп роста ожидается на уровне 8,79% в течение следующих пяти лет. 87% потребляемой косметики относится к масс-маркету и распространяется через торговые сети, по данным Cosmoprof. Ее аналитики отмечают, что выйти на этот рынок непросто, так как потребности местных потребителей сильно отличаются от потребностей западных покупателей, у них разные типы волос, кожи и телосложения. Влияет на ситуацию и экстремальный климат с высокой температурой, это является проблемой для многих брендов. Стратегически наиболее интересными рынками сегодня, по данным Cosmoprof, являются ЮАР и Нигерия, а также Камерун, Танзания, Гана, Эфиопия и Кения.

А вот рынок красоты Южной Америки более емкий, по данным Statista.com, в этом году он оценивается в $42,9 млрд. Бурмистров говорит, что потенциал для российских игроков там довольно большой, хотя логистически это непростое направление. В исследовании аналитической компании Mordor Intelligence говорится о высокой конкуренции на южноамериканском рынке уходовой косметики. Так, в этом регионе уже широко представлены такие международные бренды, как L’Oréal, Oriflame, Shiseido, Estée Lauder, Avon и др., а также крупные доли рынка принадлежат местным компаниям, например Natura Cosmetics и Grupo Boticario в Бразилии. Темпы роста косметического рынка в этом регионе аналитики оценивают в среднегодовые 3,3% в ближайшие пять лет.

Пока никто из крупных российских косметических компаний в странах Африки и Южной Америки не работает, говорят опрошенные «Ведомостями» консультанты. По их словам, это связано как раз с тем, что эти рынки считаются сложными с точки зрения логистики. В Российской парфюмерно-косметической ассоциации, а также в Национальном союзе по косметике и парфюмерии не ответили на запрос «Ведомостей».