Чиновники хотят заставить госкомпании покупать российское

Как именно это сделать – пока не придумали
Госкомпании должны поддержать российский бизнес, согласны чиновники, поставщики и заказчики /Андрей Гордеев / Ведомости

Госкомпании потратили на закупки в 2019 г. 21 трлн руб., исходя из данных Единой информационной системы закупок (ЕИС). Пока государство пристально следит за расходованием денег на нацпроекты (всего за шесть лет федеральный бюджет и регионы должны потратить 18 трлн руб.), существенно большие расходы госкомпаний на закупки остаются непрозрачными «в отсутствие каких-либо правил, какой-либо конкуренции», пожаловался начальник управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Артем Лобов на круглом столе в Совете Федерации.

За 2016–2019 гг. число компаний, которые хотя бы раз подали заявку на торги, сократилось в 2 раза, заметил начальник управления Аналитического центра при правительстве Павел Тихомиров. Зато число разных способов закупки, которые придумывает бизнес, выросло на 92%. Около 66% заказов госкомпании распределяют неконкурентными способами, в том числе отдают единственному поставщику, говорил ранее замруководителя ФАС Михаил Евраев.

Власти пытаются стимулировать госкомпании поддерживать закупками отечественных производителей. У них должен быть приоритетный доступ, сказал сенатор Алексей Дмитриенко. Уже есть ценовые преференции для российских компаний. Но госкомпании не хотят закупать российские товары – завышают технические требования, указывают характеристики зарубежной продукции, поспорил директор по внешним коммуникациям «Рос­электроники» Арсений Брыкин. Правительство обсуждает введение обязательных квот на закупку отечественных товаров.

ФАС предлагает для начала навести порядок и ввести квоту на неконкурентные закупки (10% или больше), обязать обосновывать цену, перевести торги на электронные площадки, одобренные по госзаказу, перечислил Лобов.

Если ввести ограничения, предложенные ФАС, есть риски сделать закон о закупках госкомпаний таким же строгим, как госзаказ, в итоге он не позволит ни обеспечить импортозамещение, ни поддержать малый и средний бизнес, предупредила директор департамента Минфина Татьяна Демидова. Нужно не на цифры смотреть, а оценивать суть: неконкурентная закупка иногда единственный способ купить российское, потому что можно указать марку или поставить ограничение страны происхождения, отметила она.

Сближение правил закупок госкомпаний с госзаказом не может упростить доступ отечественных производителей к ним, согласна партнер «Иванян и партнеры» Екатерина Смирнова. Чтобы повысить долю закупок российских товаров, нужно сделать конкурентными те закупки, где госкомпания указала, что хочет купить российский товар. Переговоры с единственным поставщиком тоже могут быть конкурентными – если обсуждать цену, ориентируясь на рынок или себестоимость, считает партнер «Ценовых и контрактных решений» Евгений Вдовин.

Необходимо создать условия, когда госкомпании будут точно знать, предлагают им российское или нет, отметил замдиректора департамента Минэкономразвития Сергей Икрянников. И предложил ввести типовые требования для включения в положения о закупках.

Бизнес предлагает не ужесточать правила, а сначала развить отечественную промышленность. Уже есть квота по закупкам у малого бизнеса, но таких производителей недостаточно, сказала замдиректора департамента развития систем снабжения «Роснефти» Ольга Паршакова.