ФАС готова смягчить законопроект о борьбе с картелями

Бизнес считает, что этого недостаточно
Внесенные правительством в Госдуму поправки в закон о конкуренции, Уголовный кодекс и КоАП серьезно усиливали полномочия ФАС/ Денис Абрамов / Ведомости

Бизнесу удалось добиться смягчения напугавших его поправок об ужесточении борьбы с картелями, которые сейчас готовятся ко второму чтению в Госдуме. Об изменениях в законопроекте «Ведомостям» рассказал федеральный чиновник, их содержание подтвердил начальник управления по борьбе с картелями ФАС ­Андрей Тенишев.

Внесенные правительством в Госдуму поправки в закон о конкуренции, Уголовный кодекс и КоАП серьезно усиливали полномочия ФАС. Они упрощают получение службой результатов оперативно-розыскной деятельности, разрешают ей во время внезапных проверок изымать предметы и документы (сейчас служба может делать это только после окончания расследования), получать IP-адреса. Срок давности по уголовным делам о картелях увеличивается с трех до шести лет. За препятствование внезапным проверкам грозит административный штраф – 0,1–1% годовой выручки, а по уголовным делам – до 5 млн руб. или в размере зарплаты за четыре года.

Картели – это одно из тяжелейших нарушений антимонопольного законодательства, их называют раковыми опухолями экономики, отмечал статс-секретарь, замруководителя ФАС Андрей Цариковский. В 2019 г. ФАС выявила 926 антиконкурентных соглашений, большинство из которых – сговор на торгах, в том числе между властью и поставщиками, а через систему закупок распределяется более четверти ВВП страны, отметил он. Государство и госкомпании в 2019 г. осуществили закупки почти на 30 трлн руб., по данным zakupki.gov.ru.

Бизнес сопротивляется поправкам много лет, и, хотя еще в 2017 г. президент Владимир Путин поручал ужесточить борьбу с картелями, законопроект был принят лишь в первом чтении. Бизнес опасается, что пострадают добросовестные компании. В новом тексте ФАС согласилась ограничить некоторые из своих будущих полномочий. Например, выемки не могут производиться ночью и могут быть обжалованы в суде. ФАС будет получать IP-адреса только юрлиц, а людей – по решению суда. Изымать документы ФАС сможет, только если нужна их экспертиза или есть подозрения, что подозреваемые уничтожат подлинники, не дав снять копии. Вокруг антикартельного пакета много надуманных опасений и мифов, но проекты не наделяют ФАС новыми полномочиями, а закрепляют или упрощают те, что уже есть, комментирует Тенишев.

Однако эксперты и представители бизнеса не считают, что поправки устанавливают обещанный ФАС баланс интересов государства и бизнеса. Порядок выемки стал более понятным, признает юрист Vegas Lex Ксения Подгузова, но сохранилось увеличение сроков давности до шести лет. Уступки незначительные, серьезных изменений, о которых просил бизнес, – сохранение действующего срока давности, исключение полномочий по выемке документов – нет, констатирует вице-президент РСПП Александр Варварин. ФАС хочет создать реестр участников картелей и включать в него нарушителей по решению суда на три года. Это избыточная мера, ведь уже есть реестр недобросовестных поставщиков для участников торгов, жалуется президент «Технониколя» Сергей Колесников, не ясны правовые последствия для тех, кто попал в реестр: могут ли заказчики с ними работать.

Проблема в том, что ФАС идет по пути ужесточения проверок, не разрешив существующую проблему: внеплановую проверку легко начать, а потом уже можно проверять практически всю работу компании, замечает партнер BCLP Виталий Дианов.