Новая экономическая программа для новых людей

Инвестиционный климат в России плохой, признали в Давосе члены российской делегации; сейчас готовится новая экономическая программа, рассказали они, но реализовывать ее будут уже другие члены правительства
Работая в России, гендиректор Alcoa Кляйнфелд иногда хватается за голову и думает: "Что я делаю?"/ Wolfgang von Brauchitsch/ Bloomberg

Инвестиционный климат в России пока еще плохой, признали на форуме в Давосе члены российской делегации. Необходимо кардинально менять экономическую стратегию, сейчас разрабатывается новая программа, хотя реализовывать ее будут, по всей видимости, уже другие люди.

Ориентация на средний класс

“Наш инвестклимат все еще не очень дружественный - бюрократия, коррупция, плохие таможенные процедуры, – сказал помощник президента Аркадий Дворкович на деловом завтраке, организованном сегодня “ВТБ капиталом” для инвесторов. – Но уже достигнут серьезный прогресс в начатой президентом [Дмитрием Медведевым] борьбе с коррупцией: настроение, отношение к коррупции изменилось”. Сильно вырос средний класс, причем гораздо быстрее, чем ожидали эксперты, и он начинает все сильнее влиять на политику и экономику, признал Дворкович.

На этот класс, судя по высказываниям его и вице-премьера Игоря Шувалова, в значительной степени будет ориентирована новая экономическая модель, разработкой которой сейчас занимаются во властных структурах. «Если мы не можем поддерживать внутренний спрос деньгами, надо поддерживать его возможностями для людей заработать, создавая бизнес, новые рабочие места”, – сказал Дворкович.

Экономическая ситуация в мире тяжелая, а в России к внешним проблемам «добавляются ее собственные весьма серьезные проблемы”, предупредил на прошедшей днем пленарной сессии “Перспективы России” президент ЕБРР Томас Миров. Россия теряет место в группе BRIC, отток капитала принял устрашающие масштабы; переломить ситуацию поможет ориентация на экспорт средних и малых компаний, а не только сырьевых гигантов, считает Миров. Малый бизнес действительно нужно активно развивать, согласился Шувалов. В нем, по данным на конец 2011 г., уже занято 25% активного населения России, к концу нынешнего года, по прогнозам правительства, эта доля достигнет 28%, добавил вице-премьер.

”Мне больно и обидно это видеть”

Но пока ситуация очень тяжелая, констатировал на сессии Клаус Кляйнфелд, генеральный директор алюминиевого гиганта Alcoa: в рейтинге восприятия коррупции Transparency International Россия на 143-м месте, как Нигерия и Уганда, в рейтинге условий ведения бизнеса Всемирного банка Doing Business – всего на 128-м. “Мне больно и обидно это видеть, – сказал Кляйнфелд. – У нас были крупные инвестиционные планы в Самаре, они сильно зависели от ситуации с налогами в 2010 г. Я честно сказал [президенту] Медведеву, что не могу поверить, что в налоговую инспекцию нам пришлось представить 115 000 страниц документов на один объект”. В прошлом году пакет документов уменьшился до 88 000 страниц, но назвать это существенным прогрессом Кляйнфелд не решился: “Нужно убедиться в продолжении борьбы с коррупцией и верховенстве права”.

Alcoa работает в России с 1993 г. В 2005 г. в ее состав вошли Самарский металлургический завод и Белокалитвинское металлургическое производственное объединение, за это время она инвестировала в их модернизацию свыше $787 млн, говорится на сайте компании. Alcoa хочет продолжать работу в России и расширять бизнес, она даже решила перенести одну из транснациональных штаб-квартир в Москву, говорит Кляйнфелд. И тут же признается: «Иногда хватаешься за голову и думаешь: что я делаю? Но в итоге все получается”.

Россия недостойна места в пятерке ведущих развивающихся стран BRICS (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР): с начала XXI в. ее власти не сделали ни единого шага в правильном направлении, сказали в совместном интервью журналу Foreign Policy перед форумом профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини и президент Eurasia Group Иан Бреммер. Рубини, например, считает, что заменить Россию могла бы Индонезия. Темпы роста ВВП в Индонезии с 2004 г. составляют 5-6,4%, за исключением 2009 г. Но даже в тот кризисный год экономика Индонезии выросла на 4,6%, а России — сократилась на 7,8%. По итогам 2011 г. ВВП Индонезии вырос на 6,4%, прогнозирует МВФ; он будет превышать 6% и в ближайшие два года, ожидают в фонде. Российский ВВП прибавил в 2011 г. 4,2%, сказал две недели назад премьер Владимир Путин; в этом году аналитики ожидают рост на 2,3-4%.

«Критериями, обеспечивающими стране место в таком клубе, как BRICS, должны быть как высокие темпы роста, так и грамотная экономическая политика правительства. К сожалению, в России качество такой политики оставляет желать лучшего. До кризиса Россия росла быстрыми темпами, но во многом это было обусловлено благоприятной внешней конъюнктурой, а не целенаправленными действиями правительства по стимулированию экономического роста», – считает главный экономист «Уралсиб кэпитал» Алексей Девятов.

У России опасный баланс бюджета, добавил в Давосе бывший министр финансов Алексей Кудрин, бездефицитный бюджет получается лишь при цене нефти $115 за баррель. “Если цена упадет до $75, бюджет потеряет 6% ВВП доходной части, а занять на рынках больше 2-3% ВВП Россия не может”, – сказал он. Существует и политическая опасность, предупреждает Кудрин: проблемы доверия к власти, протесты всегда толкают правительства к популистским мерам и увеличению социальных расходов, чтобы поддержать доверие. Но дефицит пенсионного фонда уже равен 2% ВВП, в этом году он будет 1,075 трлн руб., в следующем - 1,3 трлн руб.

В 2012-2013 гг. внешние риски будут высоки, в эти годы будет нетто-отток капитала из России, отметил Кудрин.

Новая программа для новых людей

Чтобы кардинально изменить ситуацию, эксперты работают над моделью экономики, получившей условное название "от экономики спроса к экономике предложения", рассказал Шувалов на завтраке: “Мы сейчас находимся в дискуссии, начали представлять свои предложения президенту и премьеру. Правительство будет существенно обновлено - об этом говорят оба, поэтому дискуссии нужно завершить быстро и передать это видение новому правительству”. Оно, впрочем, может этой программой и не воспользоваться, признал Шувалов.

Эту мысль он повторил и на сессии. “Ведомостям” Шувалов пояснил, что новая программа основывается на сценариях “Стратегии-2020”, представленной недавно на Гайдаровском форуме. Над ней работает экономический блок правительства, представленный самим Шуваловым, и администрации президента (Дворкович).

Уже есть понимание, что правительство будет сильно обновлено и у премьера, которым, вероятно, станет Медведев, будет высокая степень автономности на этом посту, сказал “Ведомостям” близкий к правительству источник. Ранее высокопоставленный источник в Кремле говорил “Ведомостям”, что Медведев хотел бы заменить более половины нынешних членов правительства. Откуда возьмутся новые министры, оба чиновника пояснить не смогли.

Новых членов правительства придется убеждать в достоинствах новой программы, признает Шувалов.