Рост нефтяных котировок снижает рентабельность промышленности

Бизнес жалуется на потери из-за растущих цен на нефть – увеличивается себестоимость и падают доходы. Слишком сильное подорожание нефти заканчивалось рецессиями, предупреждают аналитики

Рост стоимости нефти снижает рентабельность производства, жалуется гендиректор BASF Керт Бок. Цены неоправданно высоки, уверен финансовый директор Unilever Жан-Марк Уэ. По оценкам управляющего директора Oppenheimer & Co Фаделя Гейта, котировки нефти перегреты минимум на 30%. Самые продолжительные рецессии в мировой экономике совпадали с периодом высоких цен на нефть, предупреждает Джеймс Вилльямс из WTRG Economics.

Средняя цена барреля нефти марки Brent составила в I квартале $118,5 – на $6,3 выше средней цены за 2011 г. Это самое высокое среднеквартальное значение с 2008 г. С начала года нефть подорожала на 10,8%, за нефтепродукты приходилось платить в I квартале на 10% больше, чем год назад (информация Bloomberg). Эксперты прогнозируют, что в этом году нефть будет стоить в среднем $118,2 – на $6 дороже, чем в 2011 г. (консенсус-прогноз Bloomberg).

По данным Citi, на нефть приходится 40–50% энергетического спроса промышленности, растущие цены тормозят активность компаний. Себестоимость производства 50 крупнейших компаний, торгующихся на бирже, выросла в прошлом году на 26%, подсчитали аналитики Bernstein. Себестоимость растет вслед за ценами на сырье, отмечают они: быстрее всего издержки компаний увеличивались в 2002–2005 гг. и в 2008 г.

В прошлом году большинство компаний несколько раз поднимали цены на свою продукцию в ответ на рост нефтяных котировок. Но прибыль снижается, поскольку себестоимость увеличивается еще быстрее, отмечает Джо Моеллер из Procter & Gamble. Сильнее всего из-за роста нефтяных цен страдают производители потребительских товаров, автомобильная промышленность, здравоохранение, телекоммуникационный сектор и медиа, поскольку у этих отраслей меньше возможностей для оперативного перераспределения издержек, констатируют аналитики Morgan Stanley.

Растущие цены на сырье бьют и по активности потребителей, уменьшая их располагаемые доходы. Рост конечной цены бензина на $1 снижает уверенность потребителей на 3,79% и приводит к сокращению реальных доходов на 1,4%, подсчитали аналитики IHS CERA.