Отомрут ли фитнес-клубы как класс?

Процесс поддержания хорошей физической формы становится все более личным

Бежать по дорожке в переполненном зале, выполнять танцевальные па, задевая коленками соседей по группе, или просить уступить дорожку в бассейне нравится далеко не всем. В начале 1990-х годовой абонемент в фитнес-клуб документально подтверждал высокий общественный статус владельца. Двадцать лет спустя походы в клуб – рутина для любого, кто заботится о себе. И многие, показал опрос “Как потратить”, от нее устали. Теперь по разным причинам люди ищут другие способы поддержать себя в форме – более камерные, приятные или просто оригинальные.

Рынок без четверти

Опрос, проведенный агентством маркетинговых исследований MASMI Russia специально для “Как потратить” среди 400 москвичей, показал, что вообще не беспокоятся о собственной физической форме лишь 18% респондентов. Большинство “отказников” признались, что просто ленятся заниматься собой, другим не хватает времени, а каждый пятый уверен, что прекрасен и так, без каких-либо дополнительных усилий.

Все остальные считают необходимым так или иначе заниматься физкультурой. В фитнес-клубы сейчас ходят 15% опрошенных, еще 25% респондентов делали это раньше, но бросили. Главная причина отказа от тренировок – нехватка времени (на нее жалуются 62% опрошенных), еще четверти респондентов стало неудобно добираться до клуба.

По финансовым причинам отказались от абонементов 23% участников исследования, 5% решили заниматься самостоятельно, 3% стали вести более активный образ жизни (больше ходить пешком, ездить на велосипеде и т. д.), а 2% – правильно питаться. Другие резоны бросить фитнес-клуб самые разные: беременность, отсутствие групп для старшего возраста и пр.

Отношение к фитнесу в мегаполисах меняется прежде всего в силу образа жизни горожан, резюмирует генеральный директор мультимедийного фитнес-клуба “Живи!” Илона Данилова. Многие, покупая годовой абонемент, пользуются им раза три, а потом охладевают к этому занятию из-за нехватки времени или неудобного расположения клуба, подтверждает она. В Москве, например, многие жалуются на пробки, добавляет Данилова.

По оценке генерального директора фитнес-клуба ReСтарт Светланы Лариной, в столице членские карты покупают около 7% жителей, но используют их лишь 3-4%, то есть фактически половина карт пропадает.

Есть и еще одна причина, заставляющая переоценивать фитнес-клубы, продолжает Данилова. Базовая мотивация людей к занятиям физкультурой за последние двадцать лет не изменилась: все по-прежнему хотят хорошо выглядеть, сбросить вес, общаться и снимать стресс, но форма достижения этих целей теперь другая, так как стандартный набор клубов – тренажер, групповые занятия, бассейн и сауна – устраивает далеко не всех.

Обычных групповых занятий часто не хватает для решения поставленных задач, а нанять индивидуального тренера далеко не всем по карману, объясняет Данилова. В итоге многие приходят к выводу, что клуб стал для них неоправданно дорогим по соотношению цены, количества и качества потребляемых услуг.

Себе, любимому

Даже те, кто способен приобрести в фитнес-клубе любой набор услуг, не всегда пользуются этой возможностью. “Последние два-три года все наши клиенты стараются обязательно предусмотреть в доме пространство для спорта: тренажерный зал, бассейны или что-то еще в этом роде”, – говорит Дмитрий Кленов, партнер UFG Wealth Management – компании, управляющей семейными состояниями.

Практически каждый покупатель, приобретая большой загородный дом площадью несколько сотен, а то и тысяч квадратных метров, хочет, чтобы внутри находился бассейн длиной не менее 25 м, подтверждает директор департамента загородной недвижимости Penny Lane Realty Дмитрий Цветков. Это условие обязательно для 80% покупателей домов ценою в несколько миллионов долларов, говорит он. И даже тот факт, что на территории коттеджного поселка или рядом с ним имеется полноценный фитнес-клуб, не является основанием для отсутствия бассейна внутри дома. При этом желательно, чтобы его дополняла зона отдыха с различными видами бань, массажным кабинетом, тренажерным залом и т. п.

Фитнес-клуб для личного пользования – более важный критерий при выборе недвижимости, чем такие востребованные удобства, как наличие отдельного гаража или дома для обслуживающего персонала. Даже профессиональный ландшафтный дизайн участка и хорошее образовательное учреждение неподалеку менее важны для покупателя, отмечает Цветков.

Домашнее спортивное пространство – это мировой тренд, свидетельствующий о том, что процесс поддержания себя в хорошей форме становится более личным, говорит Кленов.

Старое по-новому

Тем не менее рынок фитнес-услуг в Москве стабилен, и клиентов существующим крупным клубам хватает, уверяют опрошенные участники рынка.

Дело идет к возвращению на докризисный уровень и по количеству вступающих в клубы, и по активности посещения, рассказывает директор департамента продаж и маркетинга сети клубов “Планета Фитнес” Наталья Крючкова. Во всех клубах сети, располагающих бассейнами, сейчас приблизительно столько же клиентов, сколько было пять лет назад, говорит она. А вот клубам без бассейнов в условиях возросшей конкуренции приходится труднее: посетителей перетягивают многочисленные альтернативные спортивные заведения – студии, залы, специализирующиеся на отдельных дисциплинах. В Москве сейчас активно развиваются так называемые локальные фитнесы, предлагающие занятия йогой, или танцами, или силовой борьбой. Небольшие залы, ориентированные на точечные направления, сейчас очень популярны, говорит Данилова из “Живи!”.

Клиенты ищут в клубах некую “фишку”, уникальный набор услуг, отмечает ресурс magazan.ru в обзоре фитнес-рынка. В подобной ситуации сетевые компании стремятся создавать все новые нишевые фитнес-форматы. Например, “Планета Фитнес” открыла клубы для женщин “Фитнес Точка”, бюджетные “Фитнес Дисконт” и по соглашению с Мадонной запустила в России ее спортивный проект Hard Candy Fitness.

Так как все больше клиентов стремится объединять спорт и удовольствие, сейчас весьма востребованы дисциплины, позволяющие держать тело в хорошей форме и дающие при этом психологическую разрядку, отмечает Данилова. В результате восточные практики соединяются с западными дисциплинами, порождая такие сочетания, как, например, пилатес и йога.

В премиум-сегменте большой популярностью пользуются программы body-and-mind: потребители поняли, что фитнес – это не только здоровое тело, но здоровье в общем, поэтому они все чаще выбирают программы, направленные на реабилитацию и комплексные тренировки, отмечает magazan.ru.

“Среди населения с высоким уровнем дохода спрос на занятия фитнесом немного падает, и обеспеченные люди постепенно предпочитают фитнесу wellness-услуги – комплекс, обеспечивающий наилучшее самочувствие конкретному человеку”, – объясняет Игорь Юрьев, фитнес-директор Royal Wellness. “Как и у любого товара, у фитнеса есть своя амплитуда спроса. Так вот, сейчас она находится по нисходящей линии: потребители уже все попробовали и во многих вещах не готовы переплачивать за комплекс услуг (годовые абонементы), а хотят платить только за то, что им больше подходит”, – говорит он.

Во многом по этой причине в luxury-фитнесах групповые тренировки – йога, фитнес-программы – не особо посещаются. Клиенты, дорожащие своим временем, не желают ходить на все занятия подряд в попытках понять, что именно им лучше подойдет. Они хотят, чтобы профессионалы сразу направили их по верному пути.

Увидеть и погрузиться

Новое отношение к фитнесу сделало возможным появление проекта “Живи!”, рассказывает Данилова. В 2009 году одноименная медиагруппа, принадлежащая группе “Онэксим”, запустила под этим названием телеканал и интернет-ресурс, посвященные здоровому образу жизни. Зрители видят тренировки и мастер-классы по самым разным дисциплинам, а также программы, помогающие поддерживать здоровье. Пользователи сайта, купив абонемент, могут ставить перед собой совершенно конкретную цель, например похудеть на 10 кг, а ресурс рекомендует комплекс занятий и программу питания. Ну и, естественно, сайт предоставляет возможность общаться с единомышленниками, отмечает Данилова. По данным Gallup, среднемесячный охват аудитории телеканала “Живи!” в России на начало 2012 года составил более 5,5 млн человек, а на сайте в месяц продается более 3500 абонементов. Проект сейчас по окупаемости “близок к нулю”, что даже несколько опережает бизнес-план, уверяет Данилова. Из числа опрошенных MASMI москвичей 13% утверждают, что занимаются фитнесом под руководством телевизионных программ.

Есть и еще один набирающий популярность способ поддержания бодрости в душе и теле – фитнес-туры. “Это один из самых динамичных сегментов рынка фитнеса”, – говорит Данилова.

Россиянам этот формат хорошо знаком еще со времен советских санаториев. В ходе исследования MASMI 13% участников сообщили, что и сейчас один-два раза в год уезжают в ту или иную оздоровительную поездку. А фитнес-туры в более экзотическом воплощении дают клиентам возможность на несколько дней полностью погрузиться в ту или иную дисциплину под руководством выбранного тренера – и при этом в располагающей к занятиям аутентичной обстановке. Например, клуб “Живи!” предлагает в Китае сочетать занятия дыхательной гимнастикой с проживанием в крестьянской семье, необременительными сельскохозяйственными работами или общением с пандами в национальном парке.

Совмещать приятное с полезным – то есть упражнения с путешествием – нравится очень многим, отмечает Данилова. В итоге 50–70% людей, однажды побывавших в такой “очищающей” поездке, едут туда вновь, уверяет она.