"Гений нуждается в оргии" Дмитрия Гутова: в галерее "Триумф" открылась выставка о сути искусства

«Гений нуждается в оргии» – выставка кованых объектов Дмитрия Гутова. Порнографические сюжеты раскрываются зрителю только в прямом взгляде на произведения
Надо знать, откуда на объекты смотреть/ С. Портер/ Ведомости

Современное искусство отечественного производства последнее время стремится к чувствам исключительно гражданским и политическим или к вечным сюжетам, чувственное ему чуждо. И от Дмитрия Гутова меньше всего можно было ожидать эротических сочинений – он художник известный, зрелый, левый, рассудочный и последовательный. Двадцать лет пропагандирует советского эстетика-марксиста Михаила Лившица и года четыре уже воспроизводит в объеме и металле великие художественные произведения – рисунки Рембрандта, русские иконы.

Для новой выставки в галерее «Триумф» Гутов выбрал в качестве источника несколько эротических рисунков – с древнегреческих ваз и из графики Пикассо к «Лисистрате» Аристофана. Сразу скажем, сцены любви выбраны почти целомудренные – ничего перверсивного, массового, однополого. Здоровый древнегреческий секс и неоакадемический эротизм Пикассо. На античных вазах и у того же художника немало сюжетов сексуально впечатлительней. Но эпатаж не входил в задачи художника и устроителей выставки. Даже русские пословицы, представленные в зале в каллиграфическом воспроизведении, тут выбраны пресные, похожие на детские загадки, только со взрослой отгадкой.

Название выставки – цитата, Гутову кажется, что из Бальзака, но он не уверен. Почему гений нуждается именно в оргии, не вполне понятно, хотя и можно предположить нечто про всестороннее раскрепощение и подпитку энергией нравственного распада. На выставке, однако, все почти чопорно. Порнографический сюжет считывается, только если смотреть на работы в упор, боковое зрение превращает рисунок, воспроизведенный железными полосами, в груду металлолома.

Получается, что все гнутое Гутовым – по античным картинкам, рембрандтовским рисункам и русским иконам – есть только железная метафора искусства, где образ вырастает из хаоса и в хаос при неверном взгляде уходит.

Можно придумать и другую интерпретацию гутовского искусства об искусстве, холодного и эффектного, как и все хорошо продуманное и тщательно воплощенное. Но от этого оригинальное искусствоведческое исследование не добавит современному искусству так не хватающей ему чувственности.

До 20 февраля