Статья опубликована в № 4065 от 28.04.2016 под заголовком: Продолжаем радоваться пройденному

На «Винзаводе» показали новые работы известных художников

Группа «Синий суп», Павел Пепперштейн и Хаим Сокол ничем не удивили
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Центр современного искусства «Винзавод» давно перестал быть местом силы, хотя там закрылись только две важные для художественного процесса галереи – Айдан Салаховой и Марата Гельмана. Но общая ситуация, когда современное искусство становится объектом провокаций и саморекламы враждебно настроенных к нему граждан, и экономическое положение страны, плохо сказывающееся на арт-рынке, и мало интересная выставочная деятельность руководства «Винзавода» не способствуют привлечению зрителей. Хотя верные поклонники исправно посещают вернисажи. Но на этот раз новая программа внушала оптимизм, в авторах оказались сильные художники, любимцы публики.

В Галерее XL показали новую работу группы «Синий суп», «Риджина» представила другого классика отечественного современного искусства – Павла Пепперштейна, Pechersky Gallery открыла выставку одного из лидеров следующего за ними поколения (не по возрасту, а по времени выхода на художественную сцену) – Хаима Сокола, а Галерея pop/off/art предоставила зал, когда-то обжитый Маратом Гельманом, старейшему московскому соц-артисту Ростиславу Лебедеву в честь его 70-летия.

Нельзя сказать, что выставки не оправдали ожиданий, наоборот, было показано то, чего завсегдатаи «Винзавода» и ожидали от каждого из авторов. Новая видеоинсталляция «Синего супа» оказалась технически качественной, вполне впечатляющей и в меру напряженной. Ну а то, что «Каскад» уступает именно по напряженности и многозначительности недавней «Мути» и когда-то принесшему авторам славу «Эшелону», то об этом и сожалеть странно, маститые художники («Синему супу» уже 20 лет) продолжают, как бы написали раньше, развивать собственную тему. Сейчас кажется, что они после увлечения космическими процессами вернулись на землю, – и «Каскад» показывает, как постепенно вода заливает лестницу, ведущую вниз.

То же делает и Пепперштейн – развивает найденное. «Чудеса в болоте» – новая порция его живописи, нагруженной литературой, которая продолжает все предыдущие серии этого остроумца, писателя и художника. Тема тут – история, вернувшаяся с постмодернистских похорон самой себя, герои – супрематические элементы и масскультовые персонажи, протагонисты – Малевич и Кафка, жанр – пародия на философствование. Вот только живопись какая-то уж очень небрежная, тяжеловатая. Понятно, что болото – не легкий герой, но вязнуть взглядом в нем не хочется. Текст к выставке гораздо элегантнее картин, его иллюстрирующих, но и он, конечно, ернический и начинается со ссылки на Вальтера Беньямина, которого теоретики нашего современного искусства поминают, как марксисты Маркса.

С цитаты из Беньямина начинается и выставка Хаима Сокола МАСППРО (Мастерская прикладного протеста). Она состоит из скомпонованного мусора, представляющего «мобильные объекты сопротивления». Например, сложенные матрасы объявляются баррикадой, старые щетки образуют надпись «нет», а стоящие посреди зала ботинки на подошвах имеют слово «расизм», стирающееся при ходьбе. По-моему, не остроумно.

Последовательным соц-артистом остается Ростислав Лебедев, чья выставка о киче и концепте оказалась довольно ядреной, прямо-таки дерзкой, в стиле подзабытого уже «эстетического идиотизма» (определение художника). Она кажется сегодня приветом скорее из отвязных 90-х, чем от советских времен соц-арта, предпочитающего высказываться основательно, делать вещь.

Когда хорошие, отмеченные разными премиями художники остаются верны себе, то это, конечно, радует. Но, с другой стороны, хочется прорывов, движения, перемен, и обязательно к лучшему. Просто потому, что этих прорывов и перемен давно не было.

Выбор редактора
Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more