На «Винзаводе» показали новые работы известных художников

Группа «Синий суп», Павел Пепперштейн и Хаим Сокол ничем не удивили
В «Риджине» опять выставка Пепперштейна/ Е. РАЗУМНЫЙ/ Ведомости

Центр современного искусства «Винзавод» давно перестал быть местом силы, хотя там закрылись только две важные для художественного процесса галереи – Айдан Салаховой и Марата Гельмана. Но общая ситуация, когда современное искусство становится объектом провокаций и саморекламы враждебно настроенных к нему граждан, и экономическое положение страны, плохо сказывающееся на арт-рынке, и мало интересная выставочная деятельность руководства «Винзавода» не способствуют привлечению зрителей. Хотя верные поклонники исправно посещают вернисажи. Но на этот раз новая программа внушала оптимизм, в авторах оказались сильные художники, любимцы публики.

В Галерее XL показали новую работу группы «Синий суп», «Риджина» представила другого классика отечественного современного искусства – Павла Пепперштейна, Pechersky Gallery открыла выставку одного из лидеров следующего за ними поколения (не по возрасту, а по времени выхода на художественную сцену) – Хаима Сокола, а Галерея pop/off/art предоставила зал, когда-то обжитый Маратом Гельманом, старейшему московскому соц-артисту Ростиславу Лебедеву в честь его 70-летия.

Нельзя сказать, что выставки не оправдали ожиданий, наоборот, было показано то, чего завсегдатаи «Винзавода» и ожидали от каждого из авторов. Новая видеоинсталляция «Синего супа» оказалась технически качественной, вполне впечатляющей и в меру напряженной. Ну а то, что «Каскад» уступает именно по напряженности и многозначительности недавней «Мути» и когда-то принесшему авторам славу «Эшелону», то об этом и сожалеть странно, маститые художники («Синему супу» уже 20 лет) продолжают, как бы написали раньше, развивать собственную тему. Сейчас кажется, что они после увлечения космическими процессами вернулись на землю, – и «Каскад» показывает, как постепенно вода заливает лестницу, ведущую вниз.

То же делает и Пепперштейн – развивает найденное. «Чудеса в болоте» – новая порция его живописи, нагруженной литературой, которая продолжает все предыдущие серии этого остроумца, писателя и художника. Тема тут – история, вернувшаяся с постмодернистских похорон самой себя, герои – супрематические элементы и масскультовые персонажи, протагонисты – Малевич и Кафка, жанр – пародия на философствование. Вот только живопись какая-то уж очень небрежная, тяжеловатая. Понятно, что болото – не легкий герой, но вязнуть взглядом в нем не хочется. Текст к выставке гораздо элегантнее картин, его иллюстрирующих, но и он, конечно, ернический и начинается со ссылки на Вальтера Беньямина, которого теоретики нашего современного искусства поминают, как марксисты Маркса.

С цитаты из Беньямина начинается и выставка Хаима Сокола МАСППРО (Мастерская прикладного протеста). Она состоит из скомпонованного мусора, представляющего «мобильные объекты сопротивления». Например, сложенные матрасы объявляются баррикадой, старые щетки образуют надпись «нет», а стоящие посреди зала ботинки на подошвах имеют слово «расизм», стирающееся при ходьбе. По-моему, не остроумно.

Последовательным соц-артистом остается Ростислав Лебедев, чья выставка о киче и концепте оказалась довольно ядреной, прямо-таки дерзкой, в стиле подзабытого уже «эстетического идиотизма» (определение художника). Она кажется сегодня приветом скорее из отвязных 90-х, чем от советских времен соц-арта, предпочитающего высказываться основательно, делать вещь.

Когда хорошие, отмеченные разными премиями художники остаются верны себе, то это, конечно, радует. Но, с другой стороны, хочется прорывов, движения, перемен, и обязательно к лучшему. Просто потому, что этих прорывов и перемен давно не было.