Менеджмент
Бесплатный
Светлана Романова
Статья опубликована в № 4066 от 29.04.2016 под заголовком: Из детсада в «Селтик»

Как три болельщика из Сибири открывали детские футбольные школы

Построить доходный бизнес им помогла особая методика тренировок и партнеры-франчайзи

Двадцативосьмилетний сибиряк Александр Семенцов с детства любил футбол. Он торговал пищевыми добавками через интернет, а в свободное время играл в футбол и болел за «Милан». В 2013 г. он задумал открыть собственную футбольную школу «Юниор» для детей от 3 лет – обычные спортшколы работают с детьми постарше, и ниша была пустой. Предварительно он опросил знакомых в соцсетях, чтобы выяснить, чего хотят родители. Большинство респондентов сказали: главное – чтобы ребенку нравилось заниматься.

С идеей детской футбольной школы Семенцов обратился к томичам-предпринимателям Дмитрию Стародубцеву и Игорю Ковалеву, основателям DI Group. Семенцов, Ковалев, Стародубцев инвестировали в проект около 2 млн руб. (по данным «СПАРК-Интерфакса», Семенцову принадлежит 34% ООО «Лига спорта», а Ковалеву и Стародубцеву – по 33%).

Семенцов открыл первую школу в Томске в марте 2013 г. в спортивном комплексе «Гармония». Открытие футбольной школы в 2013 г. обошлось примерно в 100 000 руб. (сейчас дороже – 150 000 руб.). Деньги пошли на покупку мячей, формы, зарплату тренерам, контекстную рекламу, аренду закрытого футбольного поля. У «Юниора» и сейчас нет ни одного собственного помещения. Аренда спортзала стоит 500–3000 руб. в час. Стоимость абонемента на восемь занятий в «Юниоре» – от 4000 руб. в Томске до 5000 руб. в Новосибирске. По меркам Сибири недешево – в 2 раза дороже, чем в других спортивных секциях. Однако идея оказалась востребованной.

В последнее время платные футбольные секции становятся популярными, говорит директор спортивной академии футбольного клуба «Локомотив» Алексей Щиголев. Например, на занятия в школу «Локомотива» два года назад записалось 50 детей, а в этом году – 300. Спрос формируют родители, которые хотят, чтобы их дети занимались спортом, а не сидели у телевизора или в соцсетях, к тому же здоровый образ жизни – это модно, комментирует Евгений Кудрявцев, основатель сети футбольных школ «Чемпионика» (основана в 2013 г., число собственных школ в Москве – 50, количество франчайзи в регионах – 45).

Сейчас у «Юниора» уже 22 собственные школы и еще 195 школ-франчайзи в России и СНГ, в которых тренируется 16 000 детей. В прошлом году выручка компании составила 112 млн руб., а рентабельность – 50%. В ближайшее время «Юниор» появится в Германии и Сингапуре. Ниша только формируется: потенциальными учениками футбольной школы могут стать 3% россиян – все мальчики в возрасте от 3 до 14 лет, убежден Семенцов.

На футбол за наклейку

На первое занятие пришло всего пять детей, вспоминает Семенцов. «После двух первых месяцев занятий ученикам становилось скучно, они отказывались приходить», – вспоминает Семенцов. Юным футболистам надоедали однообразные упражнения. 70–90% пришедших покупали абонемент, но через месяц половина переставала посещать тренировки. Семенцов вспомнил собственное детство: он занимался в спортшколе, но быстро потерял интерес к однообразным упражнениям и бросил секцию. По словам Семенцова, группа начинает приносить прибыль, если ее посещает минимум 12 детей.

Бегают с мячом

71,75 млн россиян занимаются спортом, следует из данных ВЦИОМа
12,2 млн граждан играют в футбол, следует из данных Российского футбольного союза

Пришлось менять систему обучения. По словам Семенцова, в «Юниоре» нет жесткой дисциплины, как в традиционных детско-юношеских спортивных школах. Все упражнения стали игровыми. Тренеры начали раздавать детям наклейки с эмблемами футбольных клубов в качестве награды за урок. Себестоимость альбома с 96 наклейками была копеечной – 150 руб., компания заказала 50 альбомов. Постепенно отсев замедлился и ученики стали задерживаться в школе не по 3–4 недели, как раньше, а по 7–9 месяцев. К концу 2013 г. число постоянных учеников выросло с 5 до 60. Есть даже несколько учеников, которые посещают занятия с открытия школы – три года. Сейчас в Томске работает три школы «Юниор».

Но это были доморощенные тренерские попытки – не хватало системного подхода к работе с детьми. И через год Семенцов привлек к разработке методики специалистов Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья, футбольного тренера Сергея Герасимца, психолога Ирину Рюхину, бывшую баскетболистку и основательницу Агентства спортивной психологии, немецкого футболиста Михаэля Ённинга (тренирующего юношескую сборную Германии). Разработка системы обучения обошлась «Юниору» в 1 млн руб. Внедрять методику начали в 2015 г. сразу во всех «Юниорах». Семенцов говорит, что по ней детей учат в игровой форме, один тренер ведет небольшую группу – не более восьми детей. Тренерам запрещено критиковать, понукать и захваливать юных футболистов.

Пошел по друзьям

Семенцов долго уговаривал друга детства – архитектора и любителя футбола Артема Кудрявцева основать школу в Новосибирске. В марте 2014 г. тот согласился. На первое занятие записалось 30 детей, и это окупило все затраты (100 000 руб.). «На первом занятии мы заработали больше, чем за три месяца в Томске», – хвастается Семенцов. Сейчас в Новосибирске работает 12 спортивных школ «Юниор».

После успешного опыта в городе-миллионнике Семенцов решил открывать школы в больших городах. В том же году в партнерстве с другим другом детства (вместе учились в школе в Горно-Алтайске, откуда Семенцов родом) Семенцов открыл две школы в Барнауле.

Осенью 2014 г. Семенцов продал новый автомобиль Nissan, а еще один друг, Алексей Анисимов, – Lexus. Они отправились завоевывать Москву. Затраты на аренду полей в Москве оказались выше, чем в регионах, но в целом расходы остались прежними – около 150 000 руб. на одну школу. «Юниор» арендовал два поля – на Рублевке и у ст. м. «Павелецкая». С открытием школ помог бывший полузащитник «Томи» Василий Янотовский, которому принадлежит 20%-ная доля в московских «Юниорах». Сейчас в Москве шесть школ. После Москвы Семенцов решил попробовать продавать франшизу.

Тренеры-любители

«Франшиза – самый быстрый путь развития. Не нужно нанимать персонал, управляющих, организация лежит на плечах владельца. К тому же мы не смогли бы сами открыть 200 школ – это было нам не по карману», – признается Семенцов. Франчайзи сразу платит взнос в 250 000 руб., а если население города меньше 200 000 человек, он платит роялти – 10 000 руб. в месяц. В большом городе и при ежемесячной выручке более 200 000 руб. франчайзи отчисляет «Юниору» 5% выручки.

По словам Семенцова, система держится на энтузиастах, которые не просто открывают школу, но и сами увлекаются футболом и даже тренируют детей. «В ближайшее время мы хотим сделать правилом, чтобы франчайзи присутствовал на каждом занятии», – сказал Семенцов. Первую франшизу на открытие футбольных школ в пяти городах (Волгограде, Астрахани, Сочи, Краснодаре, Вологде) приобрел знакомый Семенцова.

Бывший менеджер банка «ВТБ 24» Артур Калин из Санкт-Петербурга приобрел франшизу в феврале 2015 г., увидев объявление в интернете. Он говорит, что вряд ли смог бы сам открыть спортивную школу: у него не было ни методики, ни конспектов занятий. К тому же он не выдержал бы конкуренцию с двумя работающими в городе школами «Юниор». Сейчас у школы Калина 150 000–200 000 руб. выручки в месяц, у нее 80 учеников. Калин говорит, что ему нравится тренировать детей.

К концу 2015 г. у «Юниоров» было уже более 200 партнерских школ. И сейчас сеть Семенцова получает 90% выручки за счет франчайзи.

Из Томска в Глазго

Для родителей, да и для самих юных футболистов важна достойная цель тренировок. В 2015 г. сотрудники Семенцова написали письмо в известный футбольный клуб «Селтик». И в конце декабря 2015 г. сеть «Юниор» подписала договор о сотрудничестве с детской футбольной академией при «Селтике» (копия есть у «Ведомостей»). По словам Семенцова, эта футбольная академия планирует приглашать в Глазго перспективных учеников «Юниора» в возрасте от 10 до 14 лет. Подобные соглашения «Юниор» хочет подписать с детскими футбольными академиями греческого «Олимпиякоса», испанского «Реал Мадрида» и португальского «Спортинга».

Том Сауэр, директор и основатель Puma School of Speed, говорит: вероятность, что ученики «Юниора» станут профессиональными футболистами, низкая. По словам Сауэра, как правило, футболистами становятся дети бедных родителей, которые не могут платить за занятия. «Если у ребенка действительно есть талант, то он будет заниматься в футбольной школе «Спартака» или другой команды, там обучение бесплатное», – говорит Сауэр. Он считает, что бизнес-модель «Юниоров» выстроена грамотно: в России мало детских футбольных школ, а тренеры обращаются с учениками довольно жестко.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

Читать ещё
Preloader more