Менеджмент
Бесплатный
Светлана Романова
Статья опубликована в № 4051 от 08.04.2016 под заголовком: Петербургский лучник

Как бывший краснодеревщик построил единственную фабрику стрелковых луков

Он начал с создания спроса на спортивную экипировку

В 2002 г. Дмитрий Савенков ехал мимо стадиона «Динамо» на велосипеде и увидел, как тренируются спортсмены-лучники. Он впечатлился и решил попробовать сам. Савенков записался в секцию, начал активно тренироваться, участвовать в соревнованиях и в 2006 г. получил звание мастера спорта. А еще через шесть лет увлечение превратилось в бизнес.

По луку в руки

Осенью 2012 г. Савенков, у которого к тому времени была маленькая фирма по ремонту квартир, открыл в Петербурге стрелковый центр «Луч 21», арендовав на Выборгской стороне помещение в 2000 кв. м. Он стал тренировать начинающих. Савенков вложил в центр 600 000 руб. сбережений. Дело пошло, в центре регулярно занимаются 150 лучников-любителей. Стоимость занятий с тренером – 5000 руб. в месяц. Выручка центра к 2015 г. достигла 8,2 млн руб. в год.

По данным Виктора Сапунова, генерального секретаря Российской федерации стрельбы из лука, в стране насчитывается около 20 000 лучников: 11 000 любителей, 9000 учеников спортивных школ и около 100 профессиональных спортсменов. Но Савенков убежден, что потенциальная аудитория вдвое больше, если учитывать посетителей коммерческих секций и любителей пострелять на природе. Савенков говорит, что его центр за три с половиной года посетили 3200 человек, начиная от детей и заканчивая профессиональными спортсменами. По его словам, стрельбу из лука полюбили бизнесмены, которые таким образом улучшают концентрацию внимания. Стрельбой увлекаются любители военно-патриотических игр и энтузиасты, реконструирующие исторические сражения.

Год назад Савенков решил заняться производством спортивной экипировки для лучников и продавать ее в первую очередь ученикам центра. Под названием «Первая лучная фабрика» он открыл небольшой цех в Великих Луках: арендовал помещение в 200 кв. м, нанял четырех рабочих и стал выпускать деревянные учебно-тренировочные луки. В производство он вложил 3 млн руб. Сейчас Савенков продает по 40 луков в месяц и рассчитывает, что к следующему году фабрика будет приносить минимум половину нынешней выручки тренировочного центра.

Все сам, своими руками

Несколько раз в месяц Савенков бывает на складе компании «Вудсток», где сам отбирает подходящие образцы ясеня, клена или редких тропических пород, например розового и красного дерева, из которых потом сделают луки. Савенков в древесине хорошо разбирается: он окончил ленинградское ПТУ № 111 по специальности «краснодеревщик».

До того как открыть цех, Савенков закупал луки и комплектующие для спортивного центра в Корее и Китае. Но из-за девальвации рубля импортные луки оказались не по карману. Савенков знал, что за рубежом существуют небольшие фабрики, производящие луки из дерева мелкими партиями. И решил последовать их примеру, открыв цех в Великих Луках. Главный мастер и сооснователь фабрики – 46-летний житель Великих Лук и лучник-любитель Андрей Афанасьев (ему принадлежит 25%-ная доля в компании, по данным «СПАРК-Интерфакса»). Познакомились партнеры на соревнованиях. Афанасьев делал луки кустарным способом на заказ. Чертежи предприниматели сделали сами, и сами собрали 15 станков. Технология незамысловата: детали вырезают из дерева, обрабатывают на станках, потом склеивают под прессом. Нить для тетивы фабриканты покупают, затем пропитывают специальным составом, чтобы тетива держала форму.

Бизнес доходный. По словам Савенкова, средняя себестоимость одного изделия – 3000 руб. И предприниматель рассчитывает уменьшить ее до 1900 руб. за счет увеличения производительности труда. Проблема в персонале. Рабочие не слишком квалифицированны и все делают медленно. По этой причине фабрика до сих пор не вышла на запланированные объемы производства, признается Савенков.

Трудности сбыта

Первая лучная фабрика открылась в мае 2015 г. и начала выпускать восемь моделей. Чтобы их продавать, нужно было получить сертификат Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, что продукция «Первой лучной» предназначена для отдыха и развлечения и не является оружием. Сертификация восьми моделей обошлась в несколько десятков тысяч рублей. За 11 месяцев фабрика выпустила 460 луков. 85% продаж обеспечивает магазинчик в спортивном центре в Санкт-Петербурге. Остальное продается в специализированных интернет-магазинах: «7 стрел», «Левша» и Forest-Home. Продукт новый и неизвестный, поэтому большинство магазинов отказались, говорит Савенков. Но есть аргумент, особенно актуальный в кризис, – низкая цена. Луки Савенкова и Афанасьева дешевле импортных. Корейский деревянный лук Samick Sport или итальянский Ragim стоят 15 000 руб. в рознице. А лук Первой лучной фабрики на 30–40% дешевле.

Настреляли

80 млн руб. в год, по оценкам Олега Ковальчука, основателя лучного клуба «Арджуна», в среднем тратят россияне на занятия по стрельбе из лука

В условиях кризиса на продукцию Первой лучной фабрики действительно есть спрос, подтверждает Павел Потемкин, менеджер «7 стрел». По его словам, «7 стрел» уже продали порядка 10 луков Первой лучной фабрики, самой популярной оказалась модель «Чумон», ее быстро раскупили. Кирилл Королев, администратор интернет-магазина Forest-Home, говорит, что луки Первой лучной фабрики действительно самые дешевые на рынке. Однако затруднился назвать цифры продаж, так как интернет-магазин сотрудничает с фабрикой лишь два месяца.

Неожиданно оказалось, что хорошим спросом пользуются комплектующие для луков, например так называемые «плечи». Их закупают организаторы спортивных мероприятий и детские спортивные секции. В перспективе детские секции станут дополнительным каналом продаж, рассчитывает Савенков.

Первая лучная фабрика – единственное серийное производство луков в России, говорит Потемкин. Остальные производители мелкие и кустарные. Это предприниматели-ремесленники, производящие луки штучно под заказ. Сергей Петров, основатель томской компании «Луки Сибири», занялся производством луков три года назад. В бизнес он вложил совсем немного – 20 000 руб. Ежегодно «Луки Сибири» выпускают 300 изделий. По словам Петрова, его компания делает по одному луку в день и не планирует расширяться. «Работаем в свое удовольствие, так как рынок маленький. Те, у кого есть деньги, скорее всего предпочтут дорогой лук известного производителя», – говорит Петров.

Легализовать охотников

Цель Савенкова и Афанасьева – продавать по 100 луков в месяц к концу года. Но больше вряд ли получится, признается Савенков. По его данным, в США и Европе 95% рынка луков приходится на охотников. В России же охотиться на дичь с луком запрещено. Если изменятся законы, спрос появится, уверен Савенков. По его словам, речь идет о нескольких тысячах потенциальных клиентов. Но если спортивный лук получит статус охотничьего оружия, в перспективе каждый второй россиянин станет охотником, шутит он.

Савенков же надеется увеличить выручку за счет расширения ассортимента. Фабрика будет производить луки по индивидуальным заказам, а также модели высшего ценового класса. Кроме того, в моду вошла так называемая 3D-стрельба – спортивная игра, в которой лучники стреляют по чучелам животных в натуральную величину, расставленным на природе в неожиданных местах. Для таких игроков «Первая лучная» выпустит специальные модели.

Однако, по словам Олега Ковальчука, основателя лучного клуба «Арджуна», конкурировать с крупными импортерами в столь маленькой отрасли даже при низких ценах Первой лучной фабрике будет тяжело, так как ее луки пока неизвестны и у нее нет того бюджета на рекламу, который есть у импортеров и производителей, говорит Ковальчук. Кроме того, спортсмены часто сами привозят луки из-за рубежа или заказывают небольшими партиями в иностранных интернет-магазинах. Королев из Forest-Home соглашается: «Спрос на российские луки будет расти, так как зарубежные аналоги стоят в 2,5 раза дороже. Но слабый маркетинг может помешать Первой лучной фабрике использовать преимущество в ценах».