Нон-фикшн вернул себе лидерство среди бестселлеров в России

В числе причин – отсутствие художественных новинок топовых западных авторов
Евгений Разумный / Ведомости

Книги в жанре нон-фикшн заняли 27 позиций, или 54%, в топ-50 бестселлеров России в 2023 г., следует из данных Всероссийского книжного рейтинга за этот период. На художественную литературу в топ-50 пришлось 16 наименований (32%), а на детскую литературу – только 7 (14%), указано там же. Общие продажи бестселлеров, попавших в рейтинг за 2023 г., составили порядка 1 млрд руб.

Нон-фикшн вернул себе лидирующие позиции после аномального 2022 года, когда в рейтинге доминировала художественная литература. Она занимала 29 мест (58%) в топ-50 бестселлеров, а нон-фикшн – только 17 (34%). В 2020 и 2021 гг. в топ-50 преобладал нон-фикшн. В 2020 г. на него приходилось 25 позиций (50%), а на художественные произведения – 19 (38%). В 2021 г. книги в жанре нон-фикшн тоже заняли 25 мест (50%), а художественная литература – 20 (40%).

Всероссийский книжный рейтинг составляется Российским книжным союзом с 2020 г. Итоговый топ-50 бестселлеров с 1 января по 31 декабря 2023 г. был сформирован на основе показателей продаж книг в крупнейшей в России книготорговой сети «Читай-город – Буквоед», на маркетплейсе Ozon, а также в сервисах цифровых книг «Литрес» и MyBook (входят в ГК «Литрес», которая является лидером этого рынка в России). Данные по другим маркетплейсам, как отмечается в методологии рейтинга, были получены с помощью системы управления продажами на этих площадках. При составлении рейтинга не учитывались продажи учебных пособий и юридических справочников, отмечают его авторы.

Лидерство по продажам в 2023 г., как и в 2022 г., удержал нон-фикшн бестселлер журналистки Ольги Примаченко «К себе нежно. Книга о том, как ценить и беречь себя» (издательство «Бомбора»). На ее покупку в прошлом году россияне потратили 144,3 млн руб. На второй позиции – комплект из всех семи томов серии «Гарри Поттер» британской писательницы Джоан Роулинг, выпускаемый в футляре («Махаон»). Его продажи за указанный период составили 54,6 млн руб. (при средней стоимости комплекта – 5200–6300 руб.). 3-е место – у первого тома фэнтезийной серии «Благословение небожителей» китайской писательницы Мосян Тунсю («Эксмо», 38,6 млн руб.). На четвертой строчке оказался первый том серии Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» («Махаон», 36,8 млн руб.). Пятую позицию занял роман-антиутопия «Атлант расправил плечи» американской писательницы Айн Рэнд («Альпина», 35,2 млн руб.).

Среди нон-фикшн книг в топ-50 вошло большое количество психологических бестселлеров. Среди них – Karmalogic консультанта и психотерапевта Алексея Ситникова («Рипол классик», 7-е место), «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере» австрийского психиатра Виктора Франкла («Альпина», 9-е место), вторая книга Примаченко «С тобой я дома» («Бомбора», 11-е место) и др. Популярностью у россиян пользуются и книги о том, как распоряжаться деньгами: например, «Разумный инвестор» американского экономиста Бенджамина Грэма («Альпина», 12-е место), «Счастливый карман, полный денег» Дэвида Кэмерона Джиканди («София», 27-е место) и др.

Из новинок художественной литературы 2023 г. в топ-50 бестселлеров попали всего лишь пять книг, и только одна из них написана популярным российским автором – роман «Путешествие в Элевсин» Виктора Пелевина («Эксмо», 10-е место). Почти все оставшиеся новинки в рейтинге – молодежная литература: первая часть манги «Человек-бензопила» японского автора Тацуки Фудзимото («Азбука», 23-е место), фэнтезийный роман «Четвертое крыло» американской писательницы Ребекки Яррос («Кислород», 33-е место) и четвертый том серии «Благословение небожителей» Мосян Тунсю («Эксмо», 47-е место). Также среди новинок 2023 г. в топ-50 – детская новеллизация «Чебурашки» Анны Масловой (30-е место).

94 млрд руб.

достиг в 2023 г. рынок бумажных книг в России, следует из данных крупнейшей в России издательской группы «Эксмо-АСТ». Рынок цифровых книг, согласно данным ГК «Литрес», составил 2,56 млрд руб.

Художественная литература уступила лидерство нон-фикшну в рейтинге бестселлеров за 2023 г. в том числе из-за прекращения контрактов на издание книг популярных западных авторов и отсутствия их новинок на рынке, поясняет представитель «Эксмо-АСТ». В марте 2022 г. сотрудничество с российскими издательствами приостановили Джоан Роулинг, американский писатель Стивен Кинг, английский фантаст Нил Гейман, а также издательства Penguin Random House, Macmillan Publishers, Simon & Schuster и международный оптовый продавец книг Gardners, писали ранее «Ведомости». В результате объем предложения западных правообладателей по продаже лицензий на издание книг в России сократился более чем в 2 раза, отмечают в «Эксмо-АСТ».

В числе факторов снижения доли художественной литературы в рейтинге в «Эксмо-АСТ» назвали и «ряд принятых законов», но о каких именно нововведениях идет речь, в издательской группе не уточнили. В декабре 2022 г. вступил в силу закон о запрете ЛГБТ-пропаганды (движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено на территории России). В январе 2023 г. МВД возбудило два административных дела за нарушение этого закона в отношении издательства Popcorn Books. Оно издавало роман «Лето в пионерском галстуке» Катерины Сильвановой и Елены Малисовой (настоящие имена – Екатерина Дудко и Елена Прокашева, признаны в России иноагентами). Во Всероссийском книжном рейтинге за декабрь 2021 г. – май 2022 г. эта книга занимала вторую строчку.

Если в 2022 г. преобладали эскапистские настроения и тогда в рейтинге лидировала художественная литература, то сейчас люди с помощью нон-фикшна пытаются решить насущные проблемы, найти ответы на прикладные вопросы, также предполагает представитель «Эксмо-АСТ».

Спрос на нон-фикшн обусловлен, в частности, интересом россиян к self-help литературе, который стабилен второй год, отмечает шеф-редактор издательства «Рипол классик» Татьяна Соловьева: «Читатели стремятся понять причины стресса, научиться справляться со сложными психологическими ситуациями».

Но долгосрочность лидерства сегмента нон-фикшн в рейтинге бестселлеров пока под вопросом, считает главный редактор издательства «Альпина паблишер» Сергей Турко. Для активного роста сегмента, по его словам, нужно привлекать еще больше авторов-экспертов, а это довольно долгий и трудоемкий процесс.