МЕЖДУ СТРОК: Власть энтузиастов


Стоило только газетам и телевидению избавиться от выборной шелухи, как тут же обнаружился некий реальный мир. Не оставляло предчувствие, что под шелухой окажется заплеванный пол. А чуть копнули – ба, а там какая-то масштабная бурная жизнь, какие-то аукционы, менеджмент и даже национальная стратегия. Первые полосы газет заполнили душераздирающие статьи на самую, как оказалось, животрепещущую тематику: даст ли американский ExImbank кредит ТНК да как и зачем миролюбивый рубль оккупирует уже не дружественную, а просто родную Беларусь, а Минсвязи повышает тарифы. А ведь еще неделю назад казалось, что до Беларуси при желании можно совершенно бесплатно докричаться, а в ExImbank запульнуть чем-нибудь потяжелее и желательно повонючее.

Или вот еще типичная первополосная тема середины и конца этой недели: чем занимается загадочный путинский Центр стратегических разработок, с кем и почем работает, как собирается сделать микст из идей радикалов разных оттенков. Понятно, что ничего не понятно, но занимательно. У новых стратегов (самый активный из них – Герман Греф) неугасимым пламенем горят глаза; они чисты и прямодушны, как первые революционеры. Умны, но на публике предпочитают говорить банальности. Они разрабатывают национальную стратегию. Они фанатики и энтузиасты. Они не понимают, почему их с таким ис кренним сочувствием слушают отставные реформаторы и журналисты из числа белодомовских завсегдатаев, которые последние девять лет только и делали, что описывали бурную деятельность энтузиастов. И сменилось их перед нашими глазами видимо-невидимо. Мы выслушиваем каждую новую смену, тащим новации и откровения срочно в номер, а потом меняется ситуация (она обычно резко и неожиданно ухудшается), грядут выборы, энтузиасты постепенно становятся реформаторами, намечают шесть важных шагов или двенадцать главных дел, пересаживают всех на “Волги”, устраивают залоговые аукционы, передают кому-то украинские облигации и непременно пишут книжку.

На этом месте обычно начинается скандал, бывший энтузиаст клеймит закосневшую прокуратуру, конкурирующих чиновников или красных депутатов. Уходит в демократическую партию или создает собственный глубоко научный институт. Баллотируется в Думу (где неуспешен) или уходит в бизнес (где успешен). Изредка дает интервью на тему “как это было”. Женится на американке (француженке, актрисе или просто красавице). Вяло переругивается со Счетной палатой.

Но приходят свежие первопроходцы и снова занимают первые полосы. Их любят, пока они наивны и еще не наняли себе специалистов по любви (имиджмейкеров, пиарщиков, психологов или Глеба Павловского). Еще никто из энтузиастов не смог свернуть с этой хорошо накатанной трассы. Если чиновник заговорил о реформе ЖКХ или долговременной экономической стратегии – через год он или женится, или напишет мемуары.

Кстати, из первых энтузиастов дольше всех держался Чубайс. Хоть и забронзовел, но драйв сохранял. Но на этой неделе “Интерфакс” неожиданно передал срочное сообщение: “Глава РАО “ЕЭС России” и руководитель предвыборного штаба СПС Анатолий Чубайс простужен. Ожидается, что Чубайс выйдет на работу через несколько дней – после того, как поправится”. Конец сообщения.

С нетерпением ждем новых бюллетеней о протекании инфлюэнцы дорогого вождя и любимого руководителя. На моей памяти агентства так только про президента писали. Или уж про совсем какую-нибудь экзотику – про шерстистых носорогов в норвежском зоопарке. Лучше бы он, Чубайс, и дальше книжки писал. Хотя и так тоже интересно. Всем доброго здоровья.