Акционеры Bush Inc.


ВАШИНГТОН - Американские корпорации, вложившие деньги в президентскую кампанию Джорджа Буша-младшего, уже готовятся пожинать плоды удачных инвестиций. Два законопроекта, один из которых выгоден банкам, а другой - всем промышленным компаниям, уже прошли палату представителей и будут рассмотрены сенатом в ближайшие дни. Представители других секторов, поддержавших Буша, - нефтяники, табачники и фармацевты - уверены в том, что и они не будут забыты. Кампания Буша стала самой дорогостоящей в американской истории. Спонсоры кампании и Национального комитета республиканской партии внесли в общей сложности $314 млн, из которых более 80% поступило от корпораций и их сотрудников. Демократы собрали на свою кампанию в общей сложности $213 млн. Их поддержали профсоюзные и общественные организации. Впрочем, доля вложений частного бизнеса высока и у демократов - 70%. "Пионер" значит "первый".

Одним из самых крупных спонсоров кампании Буша был MBNA America Bank. По данным Центра ответственной политики, банк и его сотрудники в общей сложности пожертвовали $1,3 млн. Президент MBNA Чарльз Коули был одним из "пионеров" Буша (группа богатых спонсоров, каждый из которых лично внес не менее $100 000). Кроме того, Коули вносил деньги в фонд помощи Бушу в пересчете голосов в штате Флорида и в комитет по инаугурации. В прошедшую среду Белый дом объявил, что президент Буш намерен подписать находящийся сейчас в Конгрессе законопроект, ужесточающий правила банкротства. Нынешнее законодательство позволяет определенным группам потребителей в судебном порядке защищаться от эмитентов кредитных карт и других кредиторов. По некоторым оценкам, вступление нового закона в силу увеличит сумму годовой прибыли крупных компаний - эмитентов кредитных карт на десятки миллионов долларов. MBNA - один из трех крупнейших эмитентов кредиток в США. Конечно, и представители банка, и официальные лица из Белого дома отказываются проводить параллели между "инвестициями" и "дивидендами". Заместитель председателя MBNA Дэвид Спартин заявил, что у банка нет критериев для оценки влияния законопроекта на прибыльность. По его словам, MBNA лоббировал законопроект много лет, "поскольку считал, что он выгоден клиентам, так как снизит стоимость кредита для всех". Представители администрации президента говорят, что в поддержании законопроекта о банкротстве и ряда других законопроектов они руководствуются только соображениями общественного блага, а не размерами вложений тех или иных корпораций в кампанию Буша. В частности, они указывают на то, что в 1998 г. количество заявлений о банкротстве от физических лиц достигло рекордного уровня в 1,4 млн. Также на прошлой неделе свои дивиденды получила группа компаний, выступавших против введения нового закона об эргономике, который позволяет рабочим требовать от компаний средства (до 90% от суммы трехмесячного оклада) на лечение от заболеваний, связанных с однообразными движениями. В прошедший вторник президент Буш подписал план действий, согласно которому новый закон будет отвергнут.

Очередь желающих.

Две отрасли американской промышленности могут в равной степени претендовать на особое место в сердце Буша - табачная и нефтяная. Представители обеих были щедры к республиканскому кандидату.

Стратеги кампании республиканцев посчитали, что выставлять связи с табачными компаниями напоказ не стоит - себе дороже. Но деньги от табачников текли рекой: республиканская партия и ее кандидаты получили от компаний этой отрасли $6,7 млн, из которых около $90 000 пошло на саму кампанию Буша. Еще в августе Буш сказал о федеральном иске к табачникам: "По-моему, исков уже хватит. Юристы, с которыми я общаюсь, говорят, что у них [Министерства юстиции] довольно слабая позиция". Производители сигарет настолько уверены, что Буш и его команда помогут с отзывом иска, что даже не намерены просить об этом. "Мы не лоббируем отмену иска", - говорит пресс-секретарь Philip Morris Пегги Робертс. Один из способов избавиться от этого дела - провести через Конгресс прекращение его финансирования. В текущем финансовом году на юридическое обеспечение иска выделено $23 млн. Другой способ прекратить дело - пролоббировать мировое соглашение. Защита интересов нефтяных компаний будет для нового президента почти инстинктивным импульсом: он сам много работал в нефтяном бизнесе. А вице-президент Дик Чейни - бывший гендиректор Halliburton, второй по величине сервисной нефтяной компании в мире. Но размеры вложений, конечно, тоже имели значение: за последние два года нефтяные компании инвестировали в большую политику рекордную для себя сумму в $32 млн, из которой 80% досталось республиканцам. В результате "расположение звезд стало в этом году благоприятным", как говорит Роджер Херрера, занимающийся лоббированием разработки нефтяных месторождений в заповедном районе Аляски, известном как Arctic National Wildlife Refuge. Хотя о личных симпатиях Буша к американской фарминдустрии мало что известно, ее представители за последние два года пожертвовали на нужды республиканской партии $14 млн и теперь ждут решения многих своих проблем. Они, например, добиваются изменения проанонсированного при Клинтоне законопроекта о нераскрытии личной медицинской информации, например историй болезни. Фармацевты утверждают, что закон мешает им исследовать рынок. У индустрии есть все шансы добиться своего: недавно министр здравоохранения Томми Томсон открыл общественное обсуждение законопроекта, которое должно быть завершено до конца этого месяца. Возможно, законопроект в результате пересмотрят. По крайней мере, об этом наверняка позаботятся представители фарминдустрии в администрации - например, бывший сотрудник компании Ely Lilly Митч Дэниэлс, возглавивший бюджетный департамент Белого дома. (Использована информация WSJ.)