Лекарство для фармацевтов


В прошлом году Даниэлю Вазелле, главе швейцарской фармацевтической компании Novartis, пришлось пережить несколько очень неприятных моментов. Федеральные регулирующие органы отказались зарегистрировать лекарство, на разработку и продвижение которого Вазелла потратил значительную часть своей жизни.

Спустя два дня после вынесения этого решения Вазелла получил неожиданный факс от своего маркетингового партнера Питера Долана, генерального директора компании Bristol - Myers Squibb. Очень сухо и сжато Долан сообщал, что выходит из соглашения о совместном продвижении препарата зелнорм, предназначенного для лечения кишечника. Вазеллу, который в тот момент еще не успел прийти в себя после решения властей, особенно возмутило пренебрежение партнера, даже не потрудившегося позвонить ему.

"Партнерские отношения устанавливаются как раз для того, чтобы проявиться в трудную минуту, а в период процветания и без них можно обойтись", - в сердцах сказал генеральный директор Novartis.

Сегодня, спустя 15 месяцев, Вазелла торжествует. Novartis добилась регистрации зелнорма и на два года раньше планировавшегося срока начала с успехом продавать этот препарат. Bristol - Myers, которой сейчас катастрофически не хватает новых перспективных лекарств и новых источников доходов, не получает от этих продаж ни гроша.

Эти события - одно из наглядных свидетельств завидного положения Novartis на нынешнем фармацевтическом рынке. У очень многих конкурентов этой компании сегодня серьезные проблемы. Прибыли резко упали, фирменные брэнды сдают свои позиции под натиском все более популярных дженериков. Некоторые инвесторы попросту махнули рукой на фармацевтическую отрасль как на слишком рискованную.

Но пример компании Вазеллы доказывает, что успех возможен и здесь. Novartis вынуждена считаться с теми же негативными факторами, что и ее конкуренты, - в частности, с тем, что сроки действия многих принадлежащих ей патентов на самые популярные лекарства истекают. И все же Вазелле пока удается решать эти проблемы. Одна из причин его успеха - отказ от чопорных и степенных культурных традиций швейцарского бизнеса в пользу более динамичного и агрессивного американского стиля.

"Я люблю Швейцарию, и все, кто меня знает, согласятся, что я патриот, - говорит 49-летний глава Novartis. - Но мне приходится принимать решения, определяющие судьбу бизнеса. И я предпочитаю, чтобы наша компания была как можно более американской". В первом полугодии 2002 г. продажи Novartis выросли на 9%, и, хотя индекс Dow Jones Pharmaceutical за год сократился на 20%, акции швейцарской компании подорожали на 13%.

Лаборатории Novartis также стали самыми продуктивными в отрасли. В 2000 - 2001 гг. компания выпустила на рынок девять новых препаратов, в то время как ближайшие конкуренты ограничились тремя новинками. Впрочем, и у Novartis далеко не радужная перспектива - ожидается, что в течение следующих четырех лет компания уже не сможет сохранить такой отрыв по продуктивности.

Novartis образовалась в 1996 г. в результате слияния двух соперничающих швейцарских компаний - Sandoz и Ciba-Geigy. Организаторы этой сделки ставили перед собой цель создать достойную конкуренцию корпорациям Merck и Pfizer на их территории, т. е. в США. Именно тогда Вазелла, бывший до этого врачом, возглавил Novartis.

Но через три года стало ясно, что планы завоевания американского - самого прибыльного в мире - рынка лекарств реализовать не удается. Продажи Novartis в США в 1999 г. выросли лишь на 4%, и то в основном за счет повышения цен. И тогда Вазелла сменил тактику, сфокусировавшись на переманивании менеджеров из конкурирующих компаний. Это решение было удачным: уже в 2001 г. Novartis добилась в США роста продаж на 24%, став самой динамичной фармацевтической компанией.

Не забывает Вазелла и об остальных рынках. В конце августа Novartis объявила о намерении купить словенскую компанию Lek за 1,19 млрд швейцарских франков (около $793 млн). Lek производит препараты-дженерики, т. е. более дешевые варианты фирменных брэндов.

Сделка позволит Novartis упрочить свои позиции на восточноевропейском рынке дешевых лекарств, включая такие страны, как Словения, Хорватия, Россия, Польша и ряд других. Кроме того, покупка Lek позволит швейцарской компании довести годовой объем продаж дженериков до $1,5 млрд. (WSJ, 23, 29. 08. 2002)