Bayer продаст треть бизнеса


ЛЕВЕРКУЗЕН - Компания Bayer, которая еще в позапрошлом веке изобрела аспирин, заявила о готовности уступить потенциальному партнеру контроль над своим фармацевтическим подразделением, испытывающим финансовые трудности. Это поистине судьбоносное изменение для компании, стоявшей у истоков фармацевтической индустрии. Проблемы у Bayer начались более года назад с изъятием из продажи в августе 2001 г. ее самого популярного препарата Baycol. Употребление этого препарата, снижающего уровень холестерина в крови, послужило причиной гибели более 100 человек. Прекращение продаж Baycol привело к потере более $1 млрд дохода в этом году. Результаты III квартала оказались хуже, чем ожидалось: объем продаж снизился на 6% до $846 млн. Неожиданно сократились продажи других ведущих продуктов Bayer - антибиотика Cipro и средства против гипертонии Adalat. Кроме того, над компанией висит угроза судебных исков, касающихся побочных эффектов ее лекарств, главным образом - злополучного Baycol. Компании уже предъявлено 5700 исков, из которых она урегулировала только 190.

Эти и другие проблемы вынудили Bayer искать миноритарных партнеров среди других производителей лекарственных средств. Поиски начались еще весной, но оказались безуспешными. Тем временем финансовое положение компании продолжало ухудшаться. "Если смотреть на вещи реалистически, Bayer больше не может рассчитывать на мажоритарный статус в рамках партнерства, которое было бы одновременно выгодно нашему бизнесу", - признался гендиректор компании Вернер Веннинг.

По его словам, нынешнее решение руководства существенно изменит лицо Bayer. Веннинг сообщил, что сейчас уже идут "конструктивные переговоры" с потенциальными партнерами, но отказался сообщить подробности. Сам гендиректор по-прежнему выступает против полной продажи бизнеса, но многие аналитики не видят большой разницы между полной продажей компании и утратой контроля над ней. В 2001 г., когда впервые появились слухи о возможной продаже лекарственного бизнеса Bayer, аналитики оценивали его в $15 млрд. В 2001 г. его объем продаж составил $8,7 млрд, треть от всей Bayer AG ($25,8 млрд).

Одним из наиболее вероятных претендентов на покупку фармацевтического подразделения считается GlaxoSmithKline, у которой есть партнерские соглашения с Bayer, касающиеся маркетинга лекарственной продукции. Крупнейшее из них касается препарата Levitra - будущего конкурента виагры: Glaxo и Bayer собираются запустить его в продажу в Европе в первой половине 2003 г. и до конца года в США. Впрочем, еще неизвестно, будет ли Glaxo заинтересована в получении контроля над страдающим от падения объемов продаж и дефицита новых перспективных препаратов фармацевтическим бизнесом Bayer. Другими возможными партнерами считаются также Roche Holding и Bristol-Myers Squibb. Впрочем, глава подразделения стратегического маркетинга Roche Чарльз Саббах заявил, что его группа заинтересована в приобретении "скорее продуктов, чем компаний". (WSJ, 13. 11. 2002) НЕ ТОЛЬКО ТАБЛЕТКИ: Bayer AG - одна из крупнейших в мире химических компаний, объем продаж в 2001 г. составил $25,8 млрд. В случае утраты фармацевтического подразделения у нее останется обширный список производств. Bayer поставляет на мировой рынок химикаты, полимеры (пластмассы, синтетические ткани, резину и пр.), удобрения, фунгициды и другую продукцию для нужд сельского хозяйства, а также медицинское оборудование. Кроме того, у нее имеется биотехнологическое подразделение, занимающееся генными разработками.