Партия, которая поет


Легальная предвыборная агитация в средствах массовой информации стартует только 7 ноября. Тем временем партийным пиарщикам приходится искать нетрадиционные способы проникновения в новости федеральных телеканалов. Самым популярным ньюсмейкером остается партия власти - "Единая Россия". Телевизионщики обвинения в ангажированности отвергают.

7 октября программа "Вести" государственного телеканала "Россия" рассказала о том, как министр внутренних дел, лидер "Единой России" Борис Грызлов приехал в гости к певцу Олегу Газманову, чтобы выбрать песню, которая могла бы стать партийным гимном. Газманов поведал гостю, что "всю жизнь" писал текст гимна для партии. Зрителям сообщают, что Грызлов закончил физико-математическую школу с золотой медалью, играл в КВН, а в походе "буквально за неделю освоил четыре аккорда" и помнит их до сих пор. В конце сюжета Газманов и Грызлов вместе поют новый партийный гимн.

Предвыборная агитация и реклама в средствах массовой информации запрещены в первые два месяца с начала избирательной кампании (с 7 сентября до 7 ноября).

Директор Института проблем информационного права Андрей Рихтер говорит, что, хотя выбор гимна партии и не является предвыборным мероприятием, "нарушением было то, что журналисты попали на встречу и выпустили это в эфир". Федор Кравченко, юрист, специализирующийся на праве СМИ, считает, что сюжет, показанный в "Вестях", является предвыборным мероприятием, а по закону сообщения о предвыборных мероприятиях должны даваться отдельным блоком без комментариев. Коммунисты, обнаружившие в сюжете "признаки агитации", готовят жалобу в Центризбирком, говорит руководитель юридической группы ЦК КПРФ Вадим Соловьев. Адвокат СПС Вадим Прохоров тоже считает ролик с Газмановым агитационным.

"Похоже, наши конкуренты исходят из презумпции незрелости избирателя. Они что, всерьез полагают, что, если показать населению поющего Грызлова, люди толпой побегут за него голосовать? " - возражает оппонентам высокопоставленный сотрудник избирательного штаба "Единой России".

По словам Соловьева, коммунисты заметили "огромный перекос" в сторону освещения телеканалами деятельности "Единой России". "Из того времени, что достается нам, - в основном негативные упоминания, а у "Единой России" - только позитивные", - сетует Соловьев.

"Единороссы" действительно мелькают на телеэкранах чаще конкурентов. По данным системы тотального мониторинга российских СМИ "Медиалогия", с 7 сентября по 9 октября на федеральных каналах "Единая Россия" упоминалась 124 раза. На втором месте со 101 упоминанием оказались коммунисты, 96 упоминаний набрал СПС, 95 - партия "Яблоко". Чаще всего "единороссов" упоминает "Россия", за ней следуют "Первый" и ТВЦ. КПРФ тоже чаще всего упоминали на "России". При этом, как отмечает один из авторов системы "Медиалогия" Алексей Волин, КПРФ действительно чаще упоминается в негативном контексте, а "Единая Россия" - в позитивном. Правых чаще всего упоминали на "Рен-ТВ" и "России" - по 31 разу.

Представители телеканалов не согласны с партийцами, упрекающими телевизионщиков в работе на "Единую Россию". "Несправедливо судить о качестве эфира по одной программе, - говорит курирующий выборы зампред ВГТРК Андрей Быстрицкий. - У нас регулярно бывают представители и КПРФ, и блока "Родина", и других партий". "Наша задача - наиболее полно информировать зрителей, - говорит директор службы общественных связей "Первого канала" Игорь Буренков. - Если у представителей каких-нибудь партий есть претензии, что их показывают меньше, чем конкурентов, то претензии надо адресовать к себе: видимо, они проявляют меньше активности".