Китайские связи Indiagames


Вишал Гондал утверждает, что был “удивлен вниманием к своей компании, но сразу почувствовал, что партнеры (принадлежащая Гондалу фирма по производству игр Indiagames и китайская интернет-компания Tom Online) подходят друг другу”. В результате достигнутого соглашения Tom Online заплатила $18 млн за 81% акций самого крупного в Индии производителя мобильных игр – компании Indiagames.

Вне политики

Совсем недавно индийское правительство ослабило запрет (введенный из опасения, что эксклюзивные технологии попадут к конкурентам) на экспорт индийских информационных технологий в Китай. Индийские топ-менеджеры из ИТ-сферы испытали облегчение: перед ними открывается огромный рынок.

Гондал признается, что совсем не думал о политической составляющей торговых отношений между Индией и Китаем, когда в декабре 2004 г. компания Tom Online (часть деловой империи гонконгского магната Ли Ка-Шинга) буквально увела Indiagames из-под носа нерасторопного европейского покупателя. “Китайцы даже не были в моем поле зрения, но их стратегическая агрессия поразила меня”, – говорит он.

Агрессия – основная тема в играх Гондала: в них Pepsi сражается с Coca-Cola, Индия с Пакистаном, а простые граждане с политиками.

Но ему еще предстоит выиграть свое основное сражение. При помощи богатого и влиятельного китайского партнера Гондал собирается конкурировать с такими гигантами индустрии игр, как калифорнийская компания Jamdat и французская Gameloft. Китайские связи Indiagames уже приносят свои плоды – компания получила инвестиции на завоевание новых рынков в размере $4 млн. В прошлом году 86% от своего объема продаж (который составил $1,2 млн) компания заработала в Европе, а в этом году запланировано открытие офисов в Лос-Анджелесе и Лондоне.

Разрушитель стереотипов

В 2000 г. Гондал познакомился с менеджерами из аудиторско-консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers. Именно ни свели его с будущими инвесторами, бомбейскими частными инвестиционными фондами IL&FS Investment Managers и Infinity Ventures, которые вложили в его начинание $750 000.

“Для меня, – утверждает Гондал, программист-самоучка, – работа с инвесторами оказалась полезнее любой программы MBA”. Для инвесторов Гондал был упрямым выдумщиком, фанатом компьютерных игр, который умеет воплощать в жизнь свои идеи.

Столкновение было неизбежным. Но, как вспоминает Гондал, он “хотел доказать им, что новые смелые идеи могут быть не менее успешными и прибыльными, чем те, которые проверены временем”. Инвесторы хотели, чтобы Indiagames создавала игры, в которых задействованы потребительские товары. Но эта модель бизнеса не выдержала испытания кризисом. Затем, по словам Гондала, инвесторы решили, что компания будет создавать и обслуживать игры для иностранных клиентов. Это сделало Indiagames аутсорсинговой компанией и поставило ее в зависимость от иностранных клиентов, которые требовали постоянного снижения цен.

“Работа на другие компании ставит тебя в самое начало цепочки создания стоимости, и я не хотел, чтобы мои клиенты получали прибыль, заработанную мной”, – говорит Гондал.

Он попытался убедить скептически настроенных инвесторов в том, что создание собственных игр намного более перспективно.

К счастью, ему удалось заручиться их поддержкой как раз в то время, когда беспроводные услуги, особенно сфера мобильных игр, стали стремительно развиваться.

Сейчас в Индии ежедневно продается 12 000 мобильных игр, а рынок мобильных игр в Китае “начнет стремительно развиваться в конце года”, утверждает Джошуа Маа, вице-президент компании Tom Online.

“Вот почему операторам мобильной связи так нужны новые игры”, – говорит Рави Канодия (руководитель отдела компании Vodafone). Именно он закупил для британского рынка крикет-игрушки от Indiagames.

Главный союзник – время

Гондал считает себя любителем риска. Он родился в семье бизнесменов, и на первое его начинание (он обучал программированию, не выходя из своей комнаты) семья выделила ему $20 000. Но Гондал считает, что основным его союзником стало время. “Возможно, игры у нас не лучшие, но на индийском рынке мы были первыми”.

Благодаря этому он завязал деловые отношения с производителями телефонов как раз в то время, когда те начали осознавать потенциал мобильных игр.

“Многое сложилось благодаря случайным встречам”, – говорит он. На выставке игр в Сингапуре компания Nokia, финский производитель мобильных телефонов, предложила Гондалу разработать игры для следующей модели телефона.

За этим последовали знакомства в Голливуде, где он подписал лицензионное соглашение на создание собственных игр с такими персонажами, как Человек-Паук, сын Маски и дети шпионов. Разработка игр с этими персонажами ложится на плечи 170 сотрудников Indiagames – художников-графиков, звукооператоров, специалистов по 3D-анимации.

Многие из них работают с Гондалом с первого дня и владеют небольшими пакетами акций. Он говорит, что ему часто приходится путешествовать и он всегда наделял полномочиями тех, кому он доверяет, и хотел, чтобы они поступали так же. Но Гондал опасается, что с появлением крупного партнера, с неформальной обстановкой в компании будет покончено.

В результате сделки с Tom Online Гондал получит то, чего ему не хватало – опыт управления международной компанией. Ему придется преодолеть две основные трудности. Во-первых, индустрия мобильных игр консолидируется. Американские игровые компании Jamdat и Sorrent приобрели несколько мелких компаний. Во-вторых, затраты в отрасли значительно возрастают по мере того, как потребители требуют все более сложных игр, а лицензии становятся все дороже.

Но он уверен в своем успехе. “Наш новый владелец знает все тонкости фондового рынка. Это большое преимущество для нас, ведь мы выходим на новый уровень конкуренции. Наша главная цель в ближайшие несколько лет – выход на IPO”, – утверждает он. (FT, 1.03.2005, Полина Михалева)