Офшор на Днепре


Недавно рабочая группа секретариата президента Ющенко презентовала “Проект реформирования налоговой системы Украины”. Существующие налоги настолько высоки, что те, кто платит их исправно, рискуют оказаться на грани нищенства, говорит советник президента Владимир Лановой. По его словам, Ющенко может одобрить концепцию уже в декабре.

За 2007–2013 гг. группа Ланового предлагает постепенно снизить НДС с 20% до 12%, налог на прибыль – с 25% до 10%, социальные и пенсионные страховые платежи – с 37% до 25%, а ставку подоходного налога для беднейших граждан – с 15% до 12%.

Экономика ответит на снижение бремени cполна – компании начнут платить в бюджет, уверена Ксения Ляпина, другой советник Ющенко и депутат Верховной рады. Сейчас, по оценке Ющенко, 45–47% украинской экономики находится в тени. Аналитик “Ренессанс Капитала” Екатерина Малофеева называет эту оценку “пессимистической”, но ее собственная, “консервативная” оценка теневого сектора ниже лишь ненамного – 40%. Государство получает налоги только с половины экономики и нагрузка на “легальный бизнес” высока – 48–49% добавленной стоимости, говорится в концепции реформы. За семь лет реформы бремя снизится до 28%, бизнес выйдет из тени и бюджет не потеряет доходов, уверена Ляпина. Если радикально не снизить налоги, промышленность вообще перестанет существовать, говорит гендиректор государственного НПО “Электросвязь” Валерий Чумак. Лановой рассчитывает, что размер теневого сектора за время реформы сократится в два с половиной раза, до 18% ВВП.

Налоговые ставки на уровне 10–12% фактически сделают Украину офшорной территорией, говорит Рустам Вахитов, исследователь Международного бюро фискальной документации (IBFD). “Но Кипр и Нидерланды получают доходы от офшорных холдинговых компаний и финансового посредничества, к тому же это маленькие страны, – рассуждает Вахитов. – В государствах размером с Украину, где население стареет и все больше нуждается в соцзащите, таких низких налоговых ставок не бывает”. Малофеева тоже думает, что реализовать концепцию не удастся: “Правительство Юлии Тимошенко повысило социальные расходы, и отказаться от выполнения этих обязательств Ющенко не сможет”.

В 2005 г. доходы украинского бюджета превысят расходы на рекордные 1,4% ВВП, прогнозирует “Ренессанс”. За предыдущие восемь лет бюджет не имел дефицита лишь дважды, и в 2006 г. по правительственному законопроекту дефицит составит 1,9% ВВП. Резкое снижение налогов может разрушить бюджетный баланс, говорит Малофеева. А представитель “ЛУКОЙЛ-Украина” Валерий Рясик считает, что теневая экономика – “это вопрос не только высоких налогов, но и общей бизнес-культуры, привычки к финансовой прозрачности”. Для выхода из тени компаниям нужна налоговая амнистия и уверенность, что законы будут стабильны, замечает Чумак.

“Но идеальный момент для снижения налогов (первые месяцы после прихода новой команды к власти) Украина уже упустила, – полагает главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков. – Сейчас в политической элите нет консенсуса, а в такие моменты радикальные реформы запустить не удается”. Но Ляпина надеется, что концепция будет “желанной не только для бизнеса, но и для граждан”. На крайний случай у сторонников снижения налогов есть одобренный кабинетом министров Украины в сентябре осторожный план: по нему социальные платежи будут снижены до 25%, НДС – до 18%, а налог на прибыль – до 20%.