Либерал на свободе

С. Портер

Илларионов, пожалуй, единственный сотрудник администрации президента, позиция которого часто и резко расходилась с “официальной линией”. Вопреки мнению Кремля, советник выступал категорически против присоединения к Киотскому протоколу. Так же резко Илларионов осудил арест бывшего совладельца ЮКОСа Михаила Ходорковского, хотя Путин требовал “прекратить истерику; “рыночную” по Путину сделку по продаже “Юганскнефтегаза” Илларионов объявил “аферой года”. А боровшиеся за этот актив “Газпром” и “Роснефть” он сравнил с “наперсточниками”, хотя советы директоров этих компаний возглавляли его начальники. Под Новый год президентский советник поразил всех, включая Ходорковского, придя на слушания в Мещанский суд. При этом оппозиционер подчеркивал, что сам со своего поста не уйдет: “Почему я должен уходить, а не те люди, которые препятствуют появлению экономической свободы в стране?”

Андрей Илларионов объявил вчера, что “некоторое время назад” подал заявление об уходе с поста советника президента по экономическим вопросам. Главная причина, по его словам, – отказ Кремля от политики экономической свободы. “До тех пор пока была возможность что-то делать, возможность говорить, я считал важным оставаться. Сейчас ситуация изменилась”, – объяснил он. Изменения стали видны советнику за два года. Нынешнюю экономическую модель с господством госкомпаний, которые отнюдь не преследуют государственные цели, он назвал “корпоративистской”. “Я на работу в такое государство не поступал, присягу корпоративному государству не давал”, – резюмировал Илларионов.

Незадолго до отставки, удалось выяснить “Ведомостям”, Илларионов вновь попытался вникнуть в самые острые темы для “Газпрома” и “Роснефти”. Илларионов назвал предложение министра экономического развития Германа Грефа о публичном размещении акций госкомпаний “грабежом в предельно циничной форме”. Планы по размещению имеются у “Роснефти” и Внешторгбанка. “Аферой этого года”, осуществляемой российскими властями, Илларионов назвал “газовую войну” “Газпрома” с Украиной. Обсуждать обе темы президентский советник стремился не только публично. Около двух недель назад он безуспешно пытался встретиться по этому вопросу с предправления “Газпрома” Алексеем Миллером, сообщил источник, близкий к газовой монополии. При этом Илларионов предложил свою методику расчета тарифов на топливо для соседей, основанную на “неселективности и недискриминационности подхода к любому покупателю”. Официальному представителю “Газпрома” о несостоявшейся встрече ничего не известно, а источник в компании добавил, что прислушиваться к советам Илларионова там никто не собирался. Встречался на прошлой неделе Илларионов и с руководителями “Роснефти” – как раз для обсуждения ее IPO, признался близкий к госкомпании источник. “Такое ощущение, что это [выступление против IPO] был негатив ради негатива”, – отмечает менеджер одной из госкомпаний.

Кремлевские чиновники утверждают, что на президентского советника никто не давил и решение об отставке он принял сам. “После того как в 2005 г. [его] отстранили от [представления России в “большой] восьмерке”, Илларионов понял, что единственный способ повысить свою капитализацию – быть уволенным со скандалом”, – рассуждает чиновник кремлевской администрации. Его коллега отмечает, что “уже давно Илларионов не инициировал никаких решений, а визы на его предложения были отрицательными”. “Какой смысл был в том, чтобы его ограничивать, если он просто отошел от дел?” – недоумевает еще один кремлевский источник. Все они сходятся во мнении, что президент подпишет заявление Илларионова.

По мнению Дмитрия Бадовского из НИИ социальных систем, Илларионов ушел в отставку сам, “поскольку давно на отставку напрашивался, но его никак не отправляли”. С января 2005 г. его работа свелась к публичной критике, напоминает эксперт. Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин иного мнения: “Илларионова, похоже, “попросили”. В Кремле сочли, что чаша терпения переполнена и либеральный лейбл в виде Илларионова обходится слишком дорого”. А Виктор Черномырдин вчера не сдержался: “Зря его так долго держали в Кремле. Конечно, Андрей разбирается в экономике <...>, но я всегда удивлялся, сколько же в нем злобы, сколько негатива, и в этом его главная беда”, – цитирует Черномырдина “Интерфакс”. В свое время Илларионов обвинил премьера Черномырдина в “экономическом перевороте”, а тот уволил назойливого чиновника за прогулы.

Дальнейшие планы Илларионова неясны. “Теоретически он может примкнуть к проектам создания каких-то либеральных партий, но с учетом неразберихи в этом лагере едва ли это окажет какое-то серьезное воздействие на этот процесс”, – убежден Бадовский. Кремлевский чиновник не исключает, что Илларионов может уйти в политику, “но вероятнее всего будет с успехом читать лекции в западных университетах”. Но сам Илларионов вчера сказал, что в политику не пойдет.