Кодекс пензенского чиновника


“Правила поведения государственного гражданского служащего Пензенской области” губернатор Василий Бочкарев подписал 26 марта, сообщил “Ведомостям” руководитель пресс-центра облправительства Антон Шаронов. “Правила разработаны, чтобы исключить злоупотребления и обеспечить добросовестную работу чиновников”, – пояснил исполняющий обязанности начальника областного управления госслужбы кадров Геннадий Митрошин. В частности, чиновники должны соблюдать конфиденциальность служебной информации, а если госслужащему предлагается вознаграждение, связанное с исполнением им его должностных обязанностей, то ему надлежит отказаться от предложенного вознаграждения, попытаться “установить лицо, сделавшее такое предложение” и поставить в известность своего непосредственного начальника. Ответственность за исполнение этой меры в документе возложена на начальников.

Начальник управления по обеспечению деятельности пензенского губернатора Валерий Савин считает такие меры актуальными. “Участились случаи, когда чиновники преступают черту закона и идут на откровенное правонарушение и даже преступление”, – говорит Савин. В качестве примера он привел случаи взяточничества среди чиновников в Кузнецком районе Пензенской области и Октябрьском районе Пензы.

Один из сотрудников областной администрации несколько месяцев использовал служебный телефон не по назначению, связываясь по личной надобности с зарубежными абонентами, рассказал Савин. В принятых правилах специальный пункт запрещает “ведение длительных телефонных переговоров, не вызванных служебной необходимостью”.

Кроме того, пензенским чиновникам теперь необходимо иметь опрятный внешний вид, носить одежду и обувь классического стиля, неяркой расцветки. В прошлом году введение подобных дресс-кодов для служащих и посетителей самарской обладминистрации вызвало взрыв негодования общественности и стало главной причиной протеста облпрокуратуры. Как сообщила пресс-секретарь прокуратуры Самарской области Валентина Калгатина, протест не был удовлетворен губернскими властями и находится на рассмотрении в Ленинском районном суде Самары. Сейчас в здание обладминистрации журналистам запрещено входить в джинсовой одежде, а по словам источника в самарском правительстве, сотрудницам администрации разрешено носить не более трех украшений.

В администрации Самарской области объясняют такие меры благими намерениями. “Можно ли считать нормальной ситуацию, когда во время официальной встречи губернатора с английским послом появляется оператор телевидения в футболке с надписью fuck you?” – негодует руководитель департамента информационной политики правительства Самарской области Андрей Колядин и заверяет, что в случае удовлетворения судом прокурорского протеста администрация оспорит это решение в вышестоящей инстанции.

Сами пензенские чиновники готовы выполнять предъявленные требования. “Мы воспринимаем этот нормативный акт как приказ и исполним его в обязательном порядке”, – заявил начальник управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Пензенской области Геннадий Толченов.

Должностной регламент принимается в рамках федерального закона “О государственной службе” и в отличие от прежних должностных инструкций более четко и подробно описывает правила работы чиновника, говорит проректор госуниверситета Высшая школа экономики, директор Института государственного и муниципального управления Андрей Клименко. Другое дело, что правила должны писаться не общие, а индивидуально – для каждого чиновника и чем подробнее, тем лучше, убежден Клименко. Это нормальное логичное требование работодателя к своим сотрудникам, подобно корпоративным правилам поведения, на которые автоматически соглашается принимаемый на работу, рассуждает юрист самарской коллегии адвокатов “Конс-Инфо” Михаил Лебедев. По его мнению, как бы наивно и глупо порой ни звучали отдельные положения, сами по себе они необходимы, чтобы у чиновника не осталось шанса сказать: “А я не знал, что так нельзя”. Права личности эти правила не нарушают, поскольку касаются поведения служащего только на рабочем месте и в рабочее время, заключил Лебедев.

По словам руководителя направления по административной реформе Центра стратегических разработок Владимира Южакова, законопроект о Кодексе поведения госслужащих был впервые внесен в Госдуму в начале 2000 г. Тогда же президент Владимир Путин подписал одноименный указ. Но в предложенном виде закон не прошел в Госдуме третьего чтения из-за того, что там содержались пункты “об урегулировании интересов”, требовавшие отстранения от дела чиновника, заподозренного в наличии собственного интереса, говорит Южаков. Однако основные положения кодекса вошли в проект федерального закона “О государственной гражданской службе” – достаточно четкого и полного, предусматривающего ответственность госслужащего вплоть до увольнения, отмечает эксперт. “Вместо того чтобы изобретать собственные правила, губернаторы лучше бы озаботились соблюдением существующих норм федерального закона, который дает им к тому все основания”, – заключает Южаков.