Старший брат


“Русал”, “Суал” и Glencore вчера объявили о закрытии сделки по объединению активов в United Company Rusal. Холдинг стал крупнейшим в мире производителем алюминия и глинозема. Стоимость этого гиганта, по оценке аналитика “Метрополя” Дениса Нуштаева, достигает $30 млрд. Это первый пример, когда российским компаниям удалось успешно завершить слияние такого масштаба.

Как и планировалось, UC Rusal возглавит гендиректор “Русала” Александр Булыгин. Пост председателя совета директоров вместо создателя BHP Billiton Брайана Гилбертсона занял совладелец “Суала” Виктор Вексельберг. Из-за отставки Гилбертсона представители Дерипаски временно получили большинство мест в совете директоров. Им достанется шесть кресел из 11. Кроме Булыгина со стороны En+ в совет войдет и сам Дерипаска. Гилбертсон должен был стать третьим независимым директором по квоте акционеров “Суала”, но теперь это место вакантно. Нового кандидата компания найдет до 1 июля, говорит представитель “Реновы” Андрей Шторх. Пока же со стороны “Суала” в совет кроме Вексельберга входит только Блаватник. Компанию им составят президент Glencore Aйван Глайзенберг и два независимых директора “Русала” – Найджел Кенни и Филип Лэйдер.

Выходцы из компаний Дерипаски будут заниматься и оперативным управлением металлургического гиганта. Из 14 членов правления UC Rusal лишь два человека – Артем Волынец и Владимир Кремер пришли из “Суала”. Первый стал директором по стратегии, второй – директором по сбыту. Булыгин же заявил вчера “Ведомостям”, что стратегия объединенной компании сейчас также не будет принципиально отличаться от той, что была у “Русала”. UC Rusal будет развиваться как энергометаллургическая, подчеркнул он. К 2012 г. “Русал” ставил перед собой цель полностью модернизировать все свои заводы, теперь это касается и заводов партнеров, замечает Булыгин. По его словам, в ближайшее время совет директоров объединенной компании обсудит вопрос о дальнейшей стратегии компании. Он не исключил, что UC Rusal может заняться и новым бизнесом в металлургической отрасли. О каких именно проектах может зайти речь, пока не решено, говорит он. Представители Glencore и акционеров “Суала” комментировать эту тему также не стали.

Булыгин утверждает, что 95% работы по интеграции активов всех трех партнеров в одной компании уже выполнены: торговые потоки объединены, единая отчетность ведется: “Мы занимались подготовкой интеграции последние полгода”. Вексельберг заявил в пресс-релизе, что основное внимание будет сконцентрировано на дальнейшем развитии системы корпоративного управления. Блаватник через своего представителя передал, что испытывает “большой энтузиазм по поводу перспектив” новой компании. Представитель Glencore вчера сделку не комментировал.

Серьезного влияния на мировой рынок сделка “Русала”, “Суала” и Glencore оказать не должна, полагает аналитик “Атона” Владимир Катунин. Ведь монополистом UC Rusal не будет. На долю компании придется около 12,5% мирового рынка первичного алюминия и 16% глинозема. Максимум через три года UC Rusal планирует провести IPO. Конъюнктура рынка должна быть благоприятной для компании, замечает Нуштаев. Цены на алюминий, составляющие сейчас $2600–2700 за 1 т, скорее всего будут расти. Булыгин в интервью “Интерфаксу” не исключил, что через некоторое время металл может подорожать до $4000 за 1 т.