НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Путь наверх


Рейтингами самых богатых людей в нашей стране уже никого не удивишь. Места их отдыха, яхты, машины, наряды и привычки обсуждают по телевизору и в модных журналах. Зато щекотливые вопросы о первых и последующих шагах в бизнесе звучат все реже – ведь они уже на вершине. А вот британец Джон Вайни, за плечами которого более 20 лет работы по поиску кандидатур на должности президентов компаний, председателей и членов советов директоров, всю жизнь задает именно такие вопросы.

Читателю небезынтересно будет узнать, например, что термин “денежный мешок” (идиома fat cat, буквально “жирный кот”) “изначально относился к людям, оказавшимся в выигрыше от приватизации”. “Руководители учреждений, прежде принадлежавших государству, в одночасье разбогатели, причем далеко не всегда резкий рост их доходов соответствовал трудовому вкладу. Сегодня данное определение в основном употребляется в адрес людей, которые делают деньги, находясь на руководящих постах в бизнесе”, – пишет Вайни. Этот вывод из недавней истории Британии применим и к новейшей истории России.

Как стать чемпионом корпоративной гонки в компании любого размера? Ответ и на этот вопрос есть в предлагаемой книге. Лучше всего его иллюстрирует такой пример: однажды автор проводил собеседование со способной молодой женщиной, впервые занявшейся бизнесом. Одним из первых ее назначений была австралийская строительная компания, где она должна была отыскать причину резкого падения количества контрактов и снижения безопасности. “Эта хрупкая красивая девушка появилась на строительной площадке в юбочке и туфельках на высоких каблуках. Ее встретили со смешанным чувством недоверия, презрения и раздражения, – пишет автор. – Она же решительно следовала своим принципам, продолжала ходить на работу, как будто находилась в столичном городе, проводила исследования, беседовала с главными фигурами бизнеса, делала записи, не обращая внимания на то, как ее встретили, была предельно точна и вежлива, никого не критиковала, не пускалась в откровения и в результате заслужила уважение большинства опытных строителей, которые были покорены ее мужеством и цельностью”.

Самый трудный путь к успеху, по мнению Вайни, в крупной компании. И не потому, что лестница карьеры крута и узка на вершине. Иногда сотрудники по доброй воле практически поглощаются корпоративной культурой, но случается, что корпорации делают нечто подобное и насильно. В качестве примера автор приводит компанию Procter & Gamble (P&G), служащих которой, теряющих собственную индивидуальность, окрестили “проктоидами”. По уверению Вайни, схожая ситуация в IBM, GE и других крупных компаниях.

Вайни анализирует путь к вершине, а попутно анкетирует и тестирует читателя, заставляя его отвечать на множество вопросов. Что ж, учиться никогда не вредно. И лидеры бизнеса это любят. Многие из них – недавние студенты. Вайни приводит пример: из университетского городка Кембриджа с населением всего 110 000 человек вышло 400 мультимиллионеров.