Заморозка и учет

В 2008 г. чиновники проконтролируют, не нарушают ли производители продуктов и торговые сети соглашения о фиксации цен. И попробуют понять естественные монополии
М.Стулов

Росстат, ФАС и МВД будут отслеживать, как выполняется соглашение производителей и ритейлеров о замораживании цен (действует до 1 февраля). Но в плане говорится, что мониторинг цен продолжится в I квартале 2008 г. Соглашение может быть продлено на февраль – март, не исключает Наталия Орлова из Альфа-банка.

Не уложились. 12%

составит инфляция в 2007 г., прогнозирует Минэкономразвития. 8% – официальный прогноз на 2007 г. 7,5–8,5% – последний прогноз Минфина на 2008 г. 6–7% – официальный прогноз на 2008 г. (пока не пересмотрен).

Минэкономразвития представило план борьбы с инфляцией в 2008 г. План внесен в правительство, рассказала министр Эльвира Набиуллина. Минфин за неделю сформулирует предложения, потом все идеи обсудит правительство.

Цель – сдержать рост цен и стимулировать предложение товаров, рассказывает начальник департамента Минэкономразвития Андрей Клепач. Правительству надо продолжить зерновые интервенции, дать кредиты сельхозпредприятиям, развивать ярмарки «выходного дня», говорится в плане.

ФАС проводит проверки, запрашивая у сетей и производителей документы с отпускными ценами, рассказывает представитель ведомства Елена Нагайчук, и тут может потребоваться помощь МВД. Если компания завышает цены, возможно возбуждение уголовного дела, говорит сотрудник МВД, милиция может провести и собственную проверку, не дожидаясь ФАС.

«Если нас будут проверять столько органов, то, конечно, пролонгируем на любой срок», – возмущается участник продуктового рынка. Готовы обсуждать пролонгацию, признает представитель «Юнимилк» Павел Исаев. Пролонгация обсуждается, решение пока не принято, говорит представитель «Вимм-билль-данна» Антон Сарайкин. Пролонгация не страшна, хуже, если список товаров расширят, говорит гендиректор «Инфолинк» Андрей Гуров.

Антиинфляционные меры коснутся и тарифной политики: профильным министерствам предстоит оценивать эффективность работы естественных монополий, прозрачность их инвестпрограмм. Это нереалистично, считает Орлова: «Газпром», например, не раскрывает, как тратит доходы от повышения тарифов.

Инвестпрограммы рассматриваются в правительстве, предельные тарифы утверждаются федеральными органами, говорят представители РАО ЕЭС и РЖД. «Мы уже предоставляем всю информацию, какую у нас запрашивают, к регламентированному процессу мониторинга готовы», – заверяет представитель «Газпрома» Сергей Куприянов.

Правительство будет также вести мониторинг ЖКХ, обещает Клепач, – есть риск ускорения роста тарифов. Сейчас центр устанавливает предел их роста, а регионы перераспределяют нагрузку между муниципалитетами, объясняет начальник управления ФАС Владимир Ефимов.

Меры Минэкономразвития кроме развития конкуренции дадут краткосрочный эффект – инфляция будет зависеть от роста денежной массы и бюджетной политики, считает Александр Морозов из HSBC. Чтобы инфляция снизилась до 5–6%, рост госрасходов должен быть порядка 10% в год, а не 40%, как в этом году, соглашается Евгений Гавриленков из «Тройки диалог» и добавляет, что растущие доходы население стремится потратить: процентные ставки по депозитам фактически отрицательные. Сдерживание роста цен и тарифов тут не поможет, заключает он: заморозят одно – повысится в цене другое.