Время наточить топор

Длинные праздники плохо влияют на людей. Однако в мероприятиях, настраивающих на рабочий лад, чаще нуждаются руководители, а не подчиненные, замечают эксперты

Вот фрагмент переписки менеджера по закупкам сети Obi с одним из поставщиков, появившийся перед Новым годом на форуме Retailer.ru (по словам категорийного менеджера компании Леонида Кандинского, переписка реальна, удалены лишь фамилии действующих лиц):

– Уважаемый Александр! Мы предлагаем Вам встретиться в офисе компании Obi для обсуждения условий работы на 2008 г. Удобно ли встретиться на этой неделе?

– Добрый день, Ольга! К сожалению, я уже с прошлой среды пью (Новый год же скоро) с поставщиками и клиентами, освобожусь в 20-х числах января. С февраля могу войти в рабочий режим. С наступающим Вас 2009-м!

Такие ситуации случаются сплошь и рядом. Работодатели нехотя, но все же признают: длинная череда новогодних праздников всех расслабляет. Не многие из них, впрочем, прибегают к каким-то специальным мерам по возвращению сотрудников в строй.

«Большинство наших клиентов находятся на Западе, и у них в самом начале января работа возобновляется», – говорит Евгения Курц, вице-президент по коммуникациям российского представительства американской IT-компании DataArt. Отработанные дни новогодних каникул сотрудникам добавляют к отпуску и какой-то другой мотивации им не требуется, убеждена она.

«Поскольку деловая жизнь в целом замирает до конца января, послепраздничная вялость людей не является серьезной проблемой для бизнеса», – спокойно замечает Сергей Бобриков, генеральный директор компании «Комус». Корпоративный праздник его подчиненные всегда отмечают на старый Новый год. Отмечают так, что некоторым из них в этот день не до веселья. «Каждый отдел готовит стенд достижений и устраивает перед топ-менеджерами небольшую презентацию», – делится секретами гармоничного управления Бобриков. По его мнению, такой полурабочий формат «не только подводит черту под ушедшим годом, но и возвращает менеджмент к реальности».

Праздник не для всех

В период праздников и каникул в торговых сетях возрастает потребность во временном персонале: население спешит за покупками, а значит, в магазинах их должны ждать улыбающиеся и выспавшиеся продавцы, рассуждает Татьяна Гринь, руководитель отдела маркетинга и PR компании Avanta Personnel. В кадровые агентства в декабре поступают заявки на временный персонал, который заказывают заведомо в большем количестве, поскольку не все сотрудники будут способны выйти на работу после празднования Нового года, говорит она. Такие временные «палочки-выручалочки» часто работают в компаниях весь январь.

Например, в сети магазинов «Мир» перед Новым годом дополнительно набрали 370 человек, увеличив таким образом штат сотрудников на 10%. «В основном это продавцы, кассиры, кладовщики, специалисты выдачи и доставки», – перечисляет Галина Седова, HR-директор компании. По ее словам, временных сотрудников, с которыми заключают срочные трудовые договоры вплоть до февраля, начинают набирать еще в ноябре. Задача этих людей – «работать на сокращение времени, которое покупатель проводит в магазине», поясняет Седова.

«В праздничные дни поток покупателей возрастает в два-три раза», – вторит ей Сюзанна Каияли, PR-менеджер розничной сети IКЕА. Здесь также привлекают дополнительный персонал, который помогает поддерживать порядок на торговых местах.

Казалось бы, настраивать на рабочий лад тяжелее всего сотрудников производственных компаний. «Я знаю случаи, когда на заводах за отсутствие прогулов во время долгих праздников назначались премии», – вспоминает Гринь. Но на петербургском заводе «Знамя труда» им. И. И Лепсе рабочих так не балуют. «Мы заметили простую закономерность: люди, которые по собственному желанию выходят на работу в праздничные дни, а таких на заводе набирается довольно много, потом легче адаптируются», – говорит директор по персоналу завода Ирина Новикова. Ситуация объясняется просто: большая часть работников завода – мигранты из Узбекистана. «А поскольку в России они живут без семей, 10 дней новогодних каникул им вообще не нужны», – радуется Новикова.

Рабочие, приезжающие на нефтепромыслы, праздников тоже не замечают. «Производственный персонал у нас в основном работает вахтами, и для многих это обычные рабочие будни», – рассказывает директор департамента корпоративного обучения и развития ТНК-ВР Марина Пахомкина. А вот для офисного персонала здесь принято иногда проводить так называемые «дни социализации», когда менеджеры и их подчиненные собираются вместе в ресторане. «Люди за это время успевают соскучиться, они делятся впечатлениями и потом без труда включаются в работу», – говорит Пахомкина.

Стратегический топор

«После праздников лучше поручать работу, которая не связана с большим количеством встреч, и вдумчивую – провести, например, дотошное планирование на ближайший период или внутреннее обучение», – рассуждает директор тренинговой компании «Мэйнстрим консалтинг» Анна Бурова.

«В первый рабочий день года мы обычно проводим стратегическую сессию, – делится опытом генеральный директор компании «Организация времени» Глеб Архангельский. – Менеджеры компании рассказывают о своих планах, что является хорошим психологическим стимулом». В период, когда клиентский бизнес не активен, одну-две недели полезно также посвятить делам, на которые в обычные дни времени не хватает. «На языке консалтеров это называется заточкой топора, – поясняет Архангельский. – Рубить дрова – повседневный труд, а вот заточка – то, до чего не всегда доходят руки».

Другой рецепт – чтобы безболезненно включиться в трудовой процесс, на работу лучше выходить заранее. «Накануне вечером я обзваниваю всех ключевых сотрудников и клиентов», – говорит владелец маркетингового агентства Live! Антон Буланов.

Архангельский признается, что уже на восьмой день новогодних каникул ему начинает «остро хотеться работать». «Поскольку в выходные я категорически не занимаюсь работой, то уже через неделю с большим удовольствием за нее хватаюсь», – улыбается он.