Кризис в Европе: В одной лодке


Европейские страны с формирующейся рыночной экономикой, страдающие одновременно от усыхания притока капитала и сжатия экспорта, переживают глубокий кризис. Иллюзия изолированности от глобального кризиса развеялась, и стало ясно, что восстановление экономики будет зависеть не только от правильности политики, проводимой в одной стране, но также и от ситуации в остальной Европе. В последнее десятилетие эта часть света стремительно развивалась, финансовые и торговые связи внутри Европы становились более тесными, стимулируя экономический рост и способствуя выравниванию стран по уровню доходов. В результате вся Европа теперь оказалась в одной лодке среди бурного моря, и искать способ выплыть придется всем вместе – и развивающимся, и развитым экономикам. Правительства и центральные банки приняли беспрецедентные меры по борьбе с кризисом, при этом предпринимаются усилия по координации этих антикризисных мер. Однако предстоит сделать еще больше.

По некоторым странам кризис ударил сильнее, чем по другим, что подчеркивает глубину различий между странами. Как мы показали в новом выпуске доклада МВФ «Перспективы регионального экономического развития», «эффект ореола», создававшийся членством в Европейском союзе, практически мгновенно исчез и финансовые рынки стали оценивать страны по состоянию их фундаментальных показателей. Больше пострадали страны, где выше темпы инфляции и уровень дефицита по счету текущих операций, а также страны, финансировавшие свой кредитный бум за счет иностранных займов. Это убедительно свидетельствует о том, что трезвая макроэкономическая и финансовая политика снова востребована. Правительства должны с осторожностью подходить к решению вопроса о мерах бюджетного стимулирования экономики: многим придется сдерживать рост дефицита бюджета, чтобы восстановить доверие к их политике в целом. Это также будет способствовать предотвращению избыточных колебаний валютного курса, что особенно важно в регионе, где велики объемы заимствований в евро, швейцарских франках и других иностранных валютах. Решающее значение в этом отношении имеет повышение доверия к политике, например, посредством укрепления институтов, обеспечивающих устойчивость бюджета. Важнейшим пунктом повестки дня остаются структурные реформы. Так, например, гибкость рынков труда и благоприятная деловая среда могли бы способствовать необходимому перемещению ресурсов в сектор торгуемых товаров и услуг и поддержать рост производительности в период адаптации к снижению притока капитала. Особую важность такая политика имеет для стран с фиксированным обменным курсом. Поскольку в данных условиях эти страны не имеют возможности осуществить плавный беспроблемный переход от фиксированного обменного курса, у них практически не остается других возможностей, кроме ужесточения бюджетной политики и ускорения структурных реформ.

Вместе с тем в ходе кризиса стало очевидно, что процесс координации макроэкономической и финансовой политики в Европе не успевает за процессом экономической интеграции. Макропруденциальное регулирование банковского сектора – одна из сфер, где требуются срочные меры по координации политики. Очевидно, что банки в странах с формирующейся рыночной экономикой принимали на себя огромные риски, когда поддерживали беспрецедентный бум кредитования и спроса, не создавая при этом достаточных подушек безопасности на случай спада. Однако у многих из этих банков есть материнские банки в развитых странах Европы, поэтому часто органы банковского надзора страны местонахождения дочернего банка не имели инструментов воздействия для обеспечения более осторожной политики со стороны этих банков. Теперь, когда у этих банков возникла потребность в рекапитализации, особое значение приобретает совершенствование координации надзорной политики страны нахождения материнского и страны нахождения дочернего банков. Здоровый баланс банка – необходимое предварительное условие обеспечения достаточного и устойчивого потока кредитов населению и предприятиям, который, в свою очередь, необходим для поддержания спроса и роста в большинстве стран с развивающейся рыночной экономикой. В том числе и по этой причине Международный валютный фонд в сотрудничестве с Европейской комиссией поддерживает усилия по разрешению этих проблем. Вопросы денежно-кредитной и курсовой политики – еще одна сфера, в которой требуется координация. Так, например, ЕЦБ довольно избирательно относится к предоставлению поддержки валютам стран, не входящих в зону евро, а также проявляет избирательный подход при обсуждении путей перехода к евро для стран, проводящих эффективную политику и демонстрирующих хорошие фундаментальные показатели, которое только что началось. Учитывая сильную взаимозависимость между странами Европы с формирующейся рыночной экономикой и зоной евро, укрепление координации по всем вышеперечисленным направлениям позволит избежать нежелательной волатильности на валютных и финансовых рынках.

Процесс конвергенции в Европе можно считать самым большим успехом со времени падения железного занавеса, однако оборотной стороной этого успеха стала неизбежность участия в общих рецессиях. Вот почему кризис – это не только убедительное напоминание правительствам новых рыночных стран о необходимости возврата к осторожной экономической политике, но и настойчивый призыв к выработке странами Европы скоординированной политики по основным направлениям, включая создание столь необходимой системы финансовой стабильности, охватывающей как развитые, так и развивающиеся экономики, а также совместные усилия по предотвращению разрушительных колебаний обменных курсов.

Если и можно извлечь из нынешнего кризиса какой-то урок на будущее, то этот урок сводится к следующему: в тесно интегрированном регионе при выработке национальной политики отдельными странами должен непременно учитываться региональный аспект. Другими словами, чтобы вычислить курс, который позволит нашей общей лодке преодолеть бурные воды и приплыть в тихую гавань, нам нужно больше Европы, а не меньше.