Минус треть

Рынок рекламы в I квартале упал на 29% до 41,5–42,5 млрд руб., подсчитала Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Это хуже самых пессимистичных прогнозов рекламных агентств
А. Воробьев

До сих пор самым пессимистичным в прогнозах было агентство ZenithOptimedia: его аналитики в начале апреля ожидали падения по итогам 2009 г. на 24% до 202,8 млрд руб. В середине апреля гендиректор крупнейшего российского сейлз-хауса по продаже телерекламы «Видео интернешнл» Сергей Васильев поделился личными ощущениями о том, что рынок телерекламы в I квартале окажется на 20% ниже прошлогоднего. С этой оценкой согласился и глава сейлз-хауса «Газпром-медиа» Сергей Пискарев. CTC Media отчитался о фактическом падении рекламной выручки в I квартале на 10%.

По расчетам АКАР, в I квартале 2009 г. компании купили на телеканалах роликов на 24,5–25 млрд руб., т. е. на 20% меньше, чем годом ранее. Общее падение рынка, по данным ассоциации, составило 29%. Такое резкое падение рынка связано с тяжелой ситуацией в регионах, в первую очередь со значительным сокращением региональной ТВ-рекламы, полагает управляющий директор Aegis Media Андрей Брайович.

Самое большое падение (минус 42% до 7–7,5 млрд руб.) эксперты АКАР зафиксировали по рынку печатных СМИ. До сих пор АКАР ждала, что сильнее всего от кризиса пострадает сегмент наружной рекламы. Операторы наружной рекламы заработали за I квартал 6–6,5 млрд руб. (минус 36% к I кварталу 2008 г.). Впервые ассоциация оговорилась, что «в настоящее время происходит согласование общих методик оценки прессы, поэтому оценки комиссии и отдельных издателей могут не совпадать». В марте крупнейшие издатели написали в АКАР письмо, в котором подвергли критике методику АКАР. Если, по данным АКАР, рынок рекламы в прессе в 2008 г. вырос на 11% до 57,6 млрд руб., то по мнению издателей – лишь на 8,5%. Пока издатели не собираются публиковать собственные оценки рынка, сообщил гендиректор ИД «7 дней» Дмитрий Бирюков, в ближайшее время обсудят спорный вопрос с АКАР.

Еще одной неожиданностью стало падение медийной рекламы в рунете – на 15% до 1 млрд руб (без учета контекстной рекламы). «По нашим ощущениям, в I квартале рынок медийной рекламы в рунете подрос», – сказал «Ведомостям» гендиректор Mail.ru Дмитрий Гришин. Председатель совета директоров IMHO VI Арсен Ревазов говорит, что оценки АКАР «похожи на правду». «Ощущения, что интернет окажется самым кризисоустойчивым медиа и даже покажет рост, очевидно, не оправдались», – заявил PR-директор Rambler Media Константин Воронцов.