Для себя: Дизайн на задворках

Будь то телесериалы, такие как The Wire («Прослушка»), либо фильмы, такие как Gomorrah («Гоморра»), La Haine («Ненависть») или Meantime («Тем временем»), социальное жилье обычно изображается в массовой культуре как гетто, неблагополучный район города, обитателям которого не свойственно чувство ответственности и собственного достоинства.

Наталья Завалишина, генеральный директор «Миэль DPM»: 

– Мы очень редко сталкиваемся с запросами на приобретение типового жилья. Хотя они бывают у нас по Чехии (недорогие новостройки в Праге) или Германии (Берлин). Как правило, жилье такого уровня недорого: квартиру с одной спальней в Праге можно купить за 65000–80000 евро, в Берлине – до 50000 евро. Как правило, покупатели, ориентированные на жилье такого класса и уровня, преследуют две цели – или обучение детей, или решение каких-то собственных бизнес-задач.

Юлия Кайнова, руководитель департамента зарубежной недвижимости Century 21

BeverlyWood Realty:  – Во многих популярных курортных странах районами массовой застройки как раз являются побережья, это жилье востребовано у россиян. Но подобные комплексы нельзя назвать типовыми, застройщики стараются каждому придать свою особенность, изюминку. Если вопрос стоит об обычных жилых массивах, то российские клиенты интересуются ими крайне редко, особенно сейчас, когда цены на недвижимость упали.

Выдернутые из городского контекста уродливые башни на фоне унылого ландшафта – очень неприглядная картина. Впрочем, достаточно прогуляться по утопающим в зелени улицам одного из самых популярных районов Лондона – Pimlico, чтобы усомниться в адекватности подобного отображения. Здесь, неподалеку от Вестминстера, любят селиться члены парламента.

Броские шахматные фасады Page Street – проект социального жилья конца 1920-х гг., созданный архитектором сэром Эдвином Лютиенсом на пике популярности. Выполненный в строгом стиле комплекс многоквартирных зданий – цельный, выдержанный и нестандартный – выделяется не только рисунком фасада, но и оригинальными деталями, элегантными классическими портиками и витринами, изысканной кладкой.

Ближе к реке находится Churchill Gardens Estate – один из первых британских проектов социального жилья, полностью впитавших веяния модернизма. Он был разработан в 1947 г. молодыми архитекторами Пауэлом и Мойей. Комплекс представляет собой группу башен и малоэтажных зданий, отопление которых первоначально обеспечивалось за счет вторичных энергоресурсов расположенной напротив электростанции Battersea Power Station. В наши дни едва ли можно представить нечто подобное.

Социальное жилье больше не доминирует в повестке дня, оно отступило в тень под натиском проектов частного жилья. Девелоперы неохотно берутся за подобные программы. Органы местного самоуправления Великобритании перестали заниматься строительством социального жилья в 1980-х гг., при правительстве консерваторов. С тех пор возведение социального и доступного жилья возложено на частный сектор, нередко являясь элементом, необходимым для получения разрешения на производство работ в рамках крупных жилищных проектов.

Pimlico – это особый случай. Социальное жилье гораздо чаще являет собой огромные, неухоженные блочные многоквартирные дома на заброшенных территориях городских окраин. Универсальная жилищная политика, действующая от США до Европы, привела к катастрофической геттоизации пролетариата в пост-индустриальный период. Сегодня отголоски этой политики все еще живы: началась вторая волна заселения этих зданий – на этот раз сюда въезжают малоимущие иммигранты. Новый курс на интеграцию социального жилья в частный девелопмент нацелен на искоренение именно подобной геттоизации. Но это ведет к обезличиванию социального жилья, его дизайна.

В истории современного проектирования жилых зданий как на благо, так и на беду господствовала потребность в массовом жилье. В Англии концепция «города-сада», выдвинутая Эбенизером Говардом, до сих пор остается крайне притягательным образом с ее небольшими домиками на живописных пригородных территориях – как реакция на пугающие трущобы британского индустриального города. В Германии первые серьезные архитектурные проявления современного движения и Bauhaus были связаны с нуждами обеспечения жильем рабочих. Район Weissenhofsiedlung в Штутгарте – образец моделей жилых домов от ведущих архитекторов-модернистов, среди которых Петер Беренс, Вальтер Гропиус, Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье и Бруно Таут. Созданный Моисеем Гинзбургом в 1930 г. Дом наркомфина в Москве стал предвестником будущего убежденно небуржуазного общежития. Идея этого элегантного и аскетичного сооружения, в свою очередь, была во многом навеяна марсельским Unite d’Habitation Ле Корбюзье 1952 г., которое считается самым значимым жилым зданием эры модернизма.

По сути, каждый крупный комплекс, построенный в форме и на архитектурном языке современного жилья, появился под влиянием потребности в социальном жилье. Но не стоит забывать и о том, что, полностью перекладывая обеспечение жильем на плечи скупых девелоперов, мы, может статься, теряем огромные возможности.

Одна из самых странных особенностей системы планирования Великобритании состоит в том, что хотя бы по нормам площади социальное жилье предлагает гораздо лучшие условия, чем варианты, представленные на частном рынке. В ходе массового строительства жилья послевоенного периода был разработан подробный и на удивление гуманный свод минимально допустимых норм для социального жилья. От этих норм, известных как «стандарты Паркера – Морриса», отказались при Маргарет Тэтчер, в период отмены регулирования, однако им удалось выжить в строго регулируемой сфере обеспечения социального жилья.

«Идеи нормирования площади начинают по-настоящему возрождаться, поскольку в социальном секторе требования сейчас более строгие, чем в частном», – говорит Пол Финч, недавно избранный председателем Комиссии по архитектуре и строительству Великобритании.

Есть несколько исключительно удачных примеров нового социального жилья. Один из таких образцов – New Islington в Манчестере на северо-западе Англии, который ведут компания Urban Splash и Жилищно-строительная ассоциация методистов Манчестера. В его рамках архитектурные бюро FAT и De Metz Forbes Knight создали очень красивые и тщательно продуманные группы домов, где в нужной степени присутствует как расчет, так и толика оригинальности. Фактически это зарождение альтернативы мрачным кварталам малоэтажных домов.

Клэр Бенни, старший менеджер по девелопменту Peabody (компании, которая и через 135 лет после Pimlico продолжает строить дома), придерживается аналогичного мнения: «Частный сектор мог бы вводить инновации в жилье, но зачем им это? Дома – это не машины и не мебель, где потребители, похоже, становятся все более придирчивыми к дизайну. При покупке дома большинство выбирает заурядные варианты, и рынок отвечает на этот спрос соответствующим предложением. Когда мы строим здания в более современном стиле, люди всегда говорят: «Я и не думал о таком варианте, но мне он нравится».

Компания Peabody также сделала попытку положить начало проектам с использованием готовых сборных конструкций и со строительством вне площадки. Ее лондонские проекты Murray Grove (разработан Cartwright Pickard Architects) и Beaufort Court (создан Feilden Clegg Bradley Studio) стали участниками эксперимента по применению готовых модулей и панелей, которым не благоволит сектор частного жилья. Более широкое внедрение такого подхода позволило бы начать радикальную борьбу с нехваткой жилья для населения.

Архитекторам, которым часто ставят в вину ужасающие образцы жилья послевоенного периода, данная тема, разумеется, небезразлична, и они осознают важность строительства жилых домов. «Качественное жилье – признак цивилизованного общества» – полагает архитектор Йен Ритчи.

По иронии судьбы золотой век муниципального жилья подошел к концу именно в тот момент, когда архитекторы только начали увлекаться процессом и проявлять смекалку. Патрик Ходгкинсон и Нив Браун создавали модели городского жилья, которые без труда вписывались в исторический контекст Лондона, обладая ярким архитектурным обликом. Недавно отреставрированный проект Ходгкинсона Brunswick Centre в Bloomsbury (1965–1973 гг.) и проект Брауна Alexandra Road в Камдене (1969–1979 гг.) свидетельствуют: инновационная архитектура может сосуществовать с историей и вести с ней диалог. Вернемся в Pimlico: здесь фирма Darbourne and Darke создала восхитительный проект Lillington Gardens Estate (1961–1971 гг.) – большой разнообразный комплекс кирпичных сооружений с богатой, рельефной архитектурой, балконами, дорожками, а также удивительно тихими и зелеными садами.

Ни один из этих проектов не вызывает ассоциаций с хорошо знакомыми нагромождениями безликих башен на заброшенной территории. Напротив, все они предлагают инновационный, многофункциональный и оригинальный пейзаж. Без серьезной социально направленной программы государственного жилья британцам никогда реально не преодолеть жилищный кризис.

FT, Мария Гаврилова, Елена Шувалова

http://www.ft.com/cms/s/2/1399a98a-a31e-11de-ba74-00144feabdc0.html