Мегакампусы и мультипрограммы

Во Франции продолжается череда слияний на рынке образования. В этом году International University of Monaco присоединился к французской образовательной группе INSEEC. Как и предыдущие сделки, эта продиктована необходимостью интернационализации

INSEEC

французская образовательная группа. акционеры – Career Education Corporation (США). предлагает 24 образовательные программы в области менеджмента, коммуникаций и здравоохранения – от бакалавра до магистра. В состав группы входит восемь вузов, расположенных во Франции и Великобритании (Париж, Бордо, Лион и Лондон). финансовые показатели не раскрываются.

Собственник группы INSEEC – американская компания Career Education Corporation (CEC) купила независимую бизнес-школу International University of Monaco (IUM) за $12,2 млн, следует из отчета компании. В этом университете 400 студентов ежегодно на английском языке получают диплом бакалавра, магистра или MBA в области финансов, международного бизнеса, фэшн-индустрии и дизайна. Слияние расширяет возможности IUM, уверена вице-президент монакской бизнес-школы Сандрин Рикар. В школах бизнеса, входящих в INSEEC, которых теперь восемь, учится более 11 400 человек. Из них 40% не из Франции, но многие изучают программу на французском языке. По стандартам Болонского соглашения слушатели самостоятельно подбирают курсы. После вхождения IUM в INSEEC студент школы рекламы и дизайна Sup de Pab, где все курсы на французском, может слушать лекции на английском – например, по финансам – в Монако. В результате студенты получили не только новый кампус, но и мультипрограммный формат обучения, уверена глава INSEEC Катрин Леспен. Она также рассчитывает на усиление позиций группы в рэнкингах и рост числа студентов из других стран.

«Чтобы выдержать конкуренцию, нужны преподавание на английском языке, интернациональный состав студентов и профессоров», – говорит редактор раздела «Бизнес-образование» FT Делла Брэдшоу. Удовлетворяя запрос на интернационализацию, школы открывают все больше кампусов в разных странах. Студенты ESCP Europe могут учиться во Франции, Англии, Испании, Германии или Италии, но получат единый диплом. Школа бизнеса EM-Lyon в 2008 г. открыла кампус в Шанхае и Женеве и планирует еще один в Дубае в этом году. Серия слияний, начавшаяся в Европе несколько лет назад, также в итоге реализует модели мультикампусной международной бизнес-школы. Так, после слияния CERAM и ESC Lille в 2009 г. появилась школа SKEMA, имеющая кампусы в Китае, Марокко и США). Другой пример – планы бизнес-школы ESC Dijon и Oxford Brookes University Business School создать бикультурную европейскую школу. У них будет единая магистерская и бакалаврская программа, а для управления альянсом двух школ приблизительно одного размера будет создан совет из директоров обеих школ.

Еще больше школ, которые создают интернациональные альянсы. Самые известные – программы EMBA Kellogg / Hong Kong UST Business School и Trium: HEC Paris/LSE/New York University: Stern (1-я и 2-я в мире EMBA-программы по версии FT). Reims Management School имеет программу бакалавриата по менеджменту CESEM, два года которой студент учится в Реймсе на французском языке, и еще два года – на языке вуза партнера в другой стране. Аналогичная структура – у магистерской программы CEMS MIM («Ведомости», 16.09.2009).

Дальнейшее развитие бизнес-образования компания CEC, купившая INSEEC в 2003 г., связывает с интернет-технологиями. Несколько лет назад она запустила четыре виртуальных кампуса (в American InterContinental University, Colorado Technical University, International Academy of Design & Technology и Le Cordon Bleu College of Culinary Arts). Сейчас дистанционно обучается 40% из 116 000 студентов CEC. Онлайн-направление будет развиваться и в Европе. Пилотный набор в группу дистанционного обучения в мае составил 11 студентов INSEEC. «Возможности, которые мы увидели у CEC, ошеломляющие. Через некоторое время часть программ станут онлайновыми, а границы будут стерты», – убежден Клив Геллери, директор INSEEC MBA Institute.

Виртуализация бизнес-обучения идет уже несколько лет. По данным GMAC, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. спрос больше всего упал на двухгодичные full-time MBA-программы (49% опрошенных компаний сообщили об этом) и около 60% онлайн-MBA-программ получили больше заявок, чем в год назад.