Sotheby's привез в Москву топ-лоты русских торгов
Аукционный дом Sotheby’s показал выставку топ-лотов предстоящих торгов русским искусством. Главное на ней – портрет Репина, настоящее открытие – ВерещагинНельзя смеяться над большими деньгами и художниками, но большое полотно Ивана Айвазовского «Пастух со стадом на закате», предварительно оцененное в 800 000 – 1,2 млн фунтов стерлингов, против воли вызывает улыбку – так пронзительно розово небо, с таким пафосом клубятся до горизонта многочисленные овечки. Этот Айвазовский – на любителя и наверняка обрадует поклонников знаменитого русского мариниста, но на этот раз не он в центре предаукционной выставки Sotheby’s, открытой в Историческом музее.
Главной вещью организаторами назначен «Портрет Веры Репиной, жены художника» (эстимейт – 1–1,5 млн). Тридцатичетырехлетний Репин написал свою юную жену с нежностью и мастерством. Именно за такие реалистичные и теплые портреты публика его любила и до сих пор любит. Работы Репина такого уровня на аукционы попадают редко, все больше хранятся в музеях.
Не часто случается, чтобы предаукционная выставка, даже ведущих домов, представляла большой интерес для обычных зрителей. Эти мероприятия, как правило, привлекают – разумеется, кроме потенциальных покупателей – профессионалов от искусства и искушенную публику.
В конце концов, привычные для торгов вещи вроде очередной ню Зинаиды Серебряковой (возбуждающая «Лежащая обнаженная» оценена в 600 000–800 000 фунтов) или мощного «Куста сирени» Петра Кончаловского (220 000–280 000 фунтов) ничего нового к представлению об их авторах не добавят. Эффектный декоративный холст «Пекинская опера» Александра Яковлева (800 000 – 1,2 млн фунтов) или яркая и энергичная «Гитаристка» Константина Коровина (350 000–500 000) способны украсить и маленький музей, и обширные апартаменты, но также вполне типичны для этих замечательных художников.
Конечно, и шесть небольших картин Василия Верещагина нельзя назвать сенсационным открытием. Вид Тадж-Махала или интерьер мечети в Фатехпур-Сикри вполне обычны для выдающегося художника-путешественника. А эмоционально напряженные, камерного формата «Павшие герои» кажутся фрагментом или наброском одного из самых жутких произведений русской живописи – «Побежденные. Панихида». Эстимейт печальной и сильной картины солдатских похорон – 80 000–120 00 фунтов.
Удивительна для Верещагина и большая картина «Перевал Шипка» (эстимейт – 300 000–500 000). Этот пейзаж, напоминающий модернистские эксперименты «белое на белом», вполне реалистичен, просто верещагинская реальность войны фантастична, непостижима.
С этой вещью неожиданно перекликается написанная на сто лет позже «Зима» Эрика Булатова (60 000–80 000), но тут все еще лаконичнее и инфернальнее – и белый, словно несуществующий холм, и черно-синее небо.
Открывая выставку, Михаил Каменский, генеральный директор «Сотбис Россия», сказал, что антикварный рынок русского искусства соизмерим с самым быстрорастущим национальным арт-рынком – китайским. И что рынок русского искусства устоял во всех кризисах.