Переключиться на экспорт

Элеваторы, железная дорога и порты не готовы к масштабному экспорту зерна. Государство и участники рынка пытаются переориентировать сформированную еще в советское время транспортную инфраструктуру

В этом сельхозгоду Россия может экспортировать 27 млн т зерновых, заявил на днях первый вице-премьер Виктор Зубков. «К настоящему моменту экспорт достиг 22 млн т», – сказал Зубков 19 марта. Выходит, отгрузки на внешний рынок приблизились к абсолютному рекорду, который был поставлен в сезоне-2008/09 – 22,4 млн т. По расчетам Минсельхоза, к 2020 г. Россия может производить столько зерна, чтобы экспортировать по 40 млн т ежегодно.

Но с таким объемом может не справиться инфраструктура. Уже сейчас нужно инвестировать в ее развитие: расширение железнодорожных подходов к портам, перевалочных мощностей, строительство элеваторов, говорит генеральный директор агентства Infranews Алексей Безбородов.

В июле 2011 г. Россия сняла девятимесячное экспортное эмбарго в отношении зерновых, а уже в конце августа РЖД объявила конвенцию (т. е. временное ограничение погрузки зерна в вагоны) в адрес порта Новороссийск (крупнейший экспортный порт для зерновых). На Северо-Кавказской железной дороге, сообщала тогда РЖД, к концу августа скопилось больше 3600 вагонов с зерном. Конвенции вводились «из-за погодных условий», возражает представитель НМТП (крупнейшая стивидорная компания в порту Новороссийск, в которую входит Новороссийский зерновой терминал (НЗТ). И тем не менее конвенции в адрес Новороссийска вводятся, по словам экспортеров, по нескольку раз за урожайный сезон и главная причина – «узкое горлышко» железнодорожной ветки, ведущей к порту.

НМТП недавно создал рабочую группу с РЖД по организации логистическо-информационного центра. Это, рассчитывает стивидор, позволит оптимизировать процесс обработки грузов, поступающих в порт по железной дороге, и расширить горизонт оперативного планирования с 4–5 дней до более чем 10. Это может помочь решить проблему с пробками на подходах к порту, говорит представитель НМТП.

Но есть и еще одна причина скопления грузов на подходах к порту летом прошлого года – активная деятельность трейдеров. Они, по словам представителя НМТП, заинтересованы в том, чтобы отправить максимальное количество зерна по железной дороге, поэтому и образуются «склады на колесах». Дело в том, что хранить зерно в вагоне на подходах к порту зачастую выгоднее, чем на элеваторе, утверждает представитель «Русагротранса» Александр Чернов.

За решение проблемы пробок на подходах к порту взялись и чиновники. Минсельхоз совместно с РЖД, Минтрансом, «Русагротрансом» (крупнейший оператор вагонного парка) и отраслевыми ассоциациями зерновиков собирается составлять план перевозок зерна (ведомство уже подготовило регламент планирования перевозок на сельхозгод с 1 июля 2012 г. по 30 июня 2013 г.). План на 2012 г. был согласован в феврале, знает представитель одного из железнодорожных операторов. Это позволит развивать маршрутные отправки и избегать ажиотажных всплесков на железнодорожные перевозки зерна, уверяет Чернов.

Маршрутный поезд (полностью сформированный из зерновозов) загружается на элеваторе и следует в порт, не останавливаясь на узловых станциях для переформирования. Такие отправки, считает «Русагротранс», позволяют увеличить скорость перевозок примерно втрое, а также сократить себестоимость перевозки сельскохозяйственных грузов. Сейчас маршрутными поездами перевозится менее 3% зерновых грузов.

Развитие портов пока опережает развитие подъездных путей к ним (этим занимается РЖД), говорит Безбородов. Причина – в дефиците инвестпрограммы РЖД. Президент монополии Владимир Якунин отмечает, что до 2015 г. дефицит составит 400 млрд руб. Правительство пытается решить эту проблему, предлагая отдать в управление портам припортовые станции (их строительством и управлением занимается РЖД). Но это пока на уровне идеи, признается сотрудник Минтранса. До середины 2012 г. правительство разработает механизм финансирования расширения железнодорожных подходов к портам Дальнего Востока.