Выставка «Народная стройка СССР»: В поисках позитива

«Народная стройка СССР» – выставка из частного фонда и представляет его богатство: хрестоматийные и редкие работы лучших советских фотографов. Ими легко иллюстрировать учебник советской пропаганды
ARTPLAY

Зарегистрированный в Лихтенштейне Sepherot Foundation обладает незаурядной коллекцией русского искусства и активно ее демонстрирует. Фонд сотрудничал с Историческим музеем и Третьяковской галереей, а сейчас в центре Artplay показывает выставку советской фотографии 1920–1960 годов, самой жизнеутверждающей, сделавшей убедительным пропагандистский миф о поголовном энтузиазме трудящихся масс.

Чтобы обнаружить воодушевление, например, у потных чистильщиков арыков в Узбекистане или изможденных шахтерских жен в Донбассе (фоторепортажи двадцатых годов Георгия Зельмы), снимки приходилось кадрировать и выклеивать из них фотомонтажи. Только так получалось преобразить безнадежную убогость реальности.

Самое любопытное на выставке – отпечатки с корректирующими пометками, которые фотографы наклеивали на конверты с негативами. Такие рабочие карточки обычно остаются в личных архивах и редко выставляются вместе с конвертами.

Были в раннем СССР и хорошо жившие люди, о чем свидетельствует серия фотографий Александра Родченко, заснявшего счастливую Лилю Брик, путешествующую из Москвы в Ленинград на новеньком автомобиле – парижском подарке Маяковского.

«Народная стройка СССР» – выставка без идеологического посыла, она выстроена хронологически и поименно, но все равно кажется эклектичной – некоторые авторы и темы представлены подробно, другие скупо. Все же частный фонд – не государственный музей, ему надо похвастаться собранным: коллажами Эль Лисицкого, винтажными отпечатками Бориса Игнатовича, военной хроникой (также пропагандистской) Дмитрия Бальтерманца и Аркадия Шайхета. Ну а сюжет про ложь пропаганды и правду жизни складывается сам собой.