Заграничные шины


Российский рынок шин в 2012 г. вырос на 9,5% до 61 млн шт., а в денежном выражении – на 16% до 268 млрд руб., следует из аналитического отчета «Кордианта». Продажи легковых шин (основной сегмент) увеличились на 12,5% до 46,7 млн шт., грузовых – на 1,2% до 7,5 млн шт. В тройке крупнейших игроков рынка, по данным «Кордианта», – «Нижнекамскшина» с долей 19%, «Кордиант» (13%) и Nokian (10%).

Опережающий рост рынка в денежном выражении объясняется сокращением доли бюджетных шин (на 6 п. п. до 27%), увеличением премиум-сегмента (на 4 п. п. до 35%) и среднего ценового сегмента (на 2 п. п. до 38%). Растет покупательная способность, увеличивается число премиальных машин, поясняется в отчете. По данным «Автостата», продажи легковых автомобилей премиум-сегмента в России за последние пять лет выросли на треть, в 2012 г. их доля составила 2,6% (всего было продано около 2,8 млн машин). Сегмент будет расти и дальше – на 15–25% в год, прогнозирует «Автостат». На эту тенденцию рассчитывает, например, СП Pirelli и «Ростеха», которое наращивает выпуск премиальных шин в Воронеже, сообщали их представители.

Импорт шин в 2012 г. увеличился на 16,5% до 30,4 млн шт. и почти сравнялся с внутренним производством (30,5 млн шт., +3%). Импорт продолжит расти, в том числе из-за вступления России в ВТО – к 2017 г. ввозные пошлины на шины снизятся вдвое, напоминает представитель «Кордианта». Будет увеличиваться и внутреннее производство: расширяются существующие мощности, вводятся новые. Например, осенью 2013 г. начнется выпуск шин на заводе Continental в Калуге. Весь рынок шин, по оценке «Кордианта», в этом году увеличится на 3,5–4%. С этим соглашается исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. По его мнению, снижение темпов роста будет связано со спадом продаж автомобилей в 2009 г., поясняет он (шины меняют в среднем раз в 3–4 года). В 2009 г., по данным АЕБ, продажи легковых автомобилей и LCV в России сократились на 49% до 1,47 млн шт., а продажи средних и тяжелых грузовиков, по данным «Автостата», упали примерно на 70% до 49 600 шт. В 2012 г. автомобильный рынок вырос (+11% в секторе легковых машин и LCV, +14% в сегменте грузовиков) и преодолел докризисный уровень, но в 2013 г. он скорее всего сохранит свою емкость, замечает Удалов.