Клиентская лояльность: Закон не дает равенства на интернет-рынке


Я по образованию юрист, поэтому немножко буду отвечать с этой стороны. Первое - я хотел бы слегка поправить Юрия [Гедгафова], который в своей презентации рассказал, что в Европе ввели законодательство для оператора связи - по пунктам: что они могут делать, что обязаны делать. Там, в этой директиве европейской, речь идет не об операторах связи вообще-то, а о более широком круге участников интернет-рынка. Вообще всех, кто обрабатывает цифровые данные, начиная с интернет-компаний Google, Facebook, ну и в некоторой степени затрагивает операторов. И принятие этой директивы было вызвано в первую очередь тем, что деятельность интернет-компаний не очень сильно регламентирована, нет про них в отличие от операторов отраслевого законодательства, поэтому их пытались причесать.

На самом деле в России мы имеем схожую ситуацию. Деятельность операторов связи достаточно регламентирована, мы обязаны соблюдать и тайну связи, и охрану персональных данных. При этом сплошь и рядом мы сталкиваемся с работой похожих сервисов - это так называемые коммуникационные интернет-сервисы. Любые - отправка коротких сообщений с мобильного телефона через интернет, звонки через IP-телефонию. При этом формально с точки зрения законодательства это не является услугой связи.

Обязан ли Skype соблюдать тайну связи? Как юрист, я вам скажу: формально - нет. Потому что услуги связи не оказывает. Обязан ли он хранить персональные данные? Нет, он является по российскому законодательству субъектом персональных данных. Поэтому как раз я бы сказал, что деятельность оператора связи в большей степени регламентирована и абоненты в большей степени защищены, чем в других сервисах. «Право быть забытым»: по закону о защите персональных данных любое лицо может обратиться к оператору связи и попросить уничтожить его персональные данные, и оператор это сделает. То есть уже сейчас многие эти положения, о которых Юра говорил, есть и для операторов понятны. Сведения защищены, и тут я не вижу никаких проблем.

Другое дело, что мы сталкиваемся с растущим рынком и понимаем, что не всегда понятно, как применить к новым игрокам правила, которые есть для нас. Например, все вы можете позвонить со Skype на мобильный номер, но нельзя позвонить наоборот - с мобильного на номер Skype.

А почему? Почему такую же прозрачность не сделать для всех? Очевидно, здесь есть пробел правового регулирования. Или переносимость номеров. Почему не сделать перенос в адресах мейлов? Почему я не могу перенести свой gmail-адрес на mail.ru? Хорошая идея, классная: может, я стал более привержен отечественному сервису и хочу это сделать.

Что касается услуг связи, то есть огромный блок - переносимость номера на сетях фиксированной связи. Когда это произойдет? Очевидно, что это нужная вещь, потому что не можем сказать Б, не сказав А. При этом есть огромное количество корпоративных клиентов - тысячи, и там у них 50 000 мобильных номеров, а офис обслуживания абонентов сидит на 10 фиксированных номерах. И когда мы предлагаем: «Давайте мы сделаем перенос номера», - они отвечают: «Перенесите эти 10 номеров, и тогда мы остальные 10 000 тоже перенесем». И таких ситуаций масса. Федеральная антимонопольная служба завалена жалобами операторов: жалуемся друг на друга, что один лот при проведении торгов отличается - и подвижные номера, и фиксированные - и этот узел пора уже разрубить.

Что можно сделать? Первое: если мы вводим некие принципы, касающиеся переносимости номера, то нужна какая-то road map, дорожная карта, чтобы они постепенно были распространены на все виды услуг, начиная с мобильной связи, подвижной, фиксированной, услуг в интернете и т. д. Переносимость данных должна более широко применяться.

Относительно того, что операторы очень много знают информации и как-то могут ненадлежащим образом ее использовать. Я бы смотрел на это немного иначе. Вот, например, операторы знают, что абоненты получают большое количество sms-спама. Мы обладаем этой информацией, а что можем сделать? По большому счету ничего. Один абонент отправил другому абоненту sms-сообщение. Очень многим абонентам. И вот как раз по этой части пытаются продвинуть законопроект, который позволит в некоторых случаях, если мы будем видеть, что это массовая рассылка, ее блокировать. Блокировать спам - это одна из тысячи вещей, когда мы, обладая какой-то полезной информацией, можем ее позитивно использовать. Тут речь не идет о том, что мы глубоко анализируем, что там в текстах написано, - нет, просто с одного номера отправляется много сообщений. Поэтому пока все данные об абонентах, которыми обладают операторы, на сегодняшний день используются исключительно для улучшения сервиса.