От редакции: Опасная профессия

Публичное противостояние между главами регионов и местных столиц – типичное явление в постсоветской России. Во Владивостоке середины 1990-х, эпохи губернатора Наздратенко и мэра Черепкова, обострение отношений доходило до рукопашных схваток и выноса неугодных из здания мэрии. Однако вчерашнее временное отстранение судом от должности мэра приморской столицы Владимира Николаева, несмотря на сложную репутацию Николаева, не похоже на истории десятилетней давности.

Официальная причина временной отставки владивостокского городского головы – обвинение в злоупотреблении полномочиями. Преследования мэров Волгограда, Томска и Архангельска Евгения Ищенко, Александра Макарова и Александра Донского (первые двое находятся в СИЗО) также идут по “прокурорской линии”. Предъявленные обвинения разные, и вполне возможно, что они будут подтверждены в судах. Обращает на себя внимание то, что в каждом случае имел место конфликт между мэром столицы региона и губернатором.

В прошлом борьба между губернатором и градоначальником нередко была вызвана политическими причинами, когда, например, “левому” главе региона противостоял “крепкий хозяйственник”, сторонник федеральной власти. В те годы градоначальники имели шанс стать губернаторами – достаточно вспомнить экс-главу Иркутской области Бориса Говорина и действующего губернатора Вологодской области, экс-мэра Череповца Вячеслава Позгалева. Москва была заинтересована в наличии сильного противовеса губернаторам-оппонентам и нередко помогала мэрам в борьбе. После отмены прямых губернаторских выборов мэр регионального центра стал единственной фигурой, вокруг которой идет реальная политическая борьба.

Этот порядок поддерживает и население. По данным ВЦИОМ, против назначения мэров высказались 55% респондентов, за – 34%. Губернаторам не всегда удается провести на выборах мэра своего человека. Москва, в принципе, уже не нуждается в альтернативе действующему главе региона. Однако, не желая портить отношения с Западом, Кремль пока не дает “исправить” закон о местном самоуправлении и открыто подчинить глав муниципалитетов исполнительной власти. Но дело не только и не столько в политическом противостоянии, сколько в растущих финансовых и материальных ресурсах, сосредоточенных в руках градоначальников: земле, недвижимости и лицензировании ряда видов деятельности. В частности, одной из причин конфликта во Владивостоке могло стать освоение 100 млрд руб., которые будут выделены на подготовку города к саммиту организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в 2012 г.

В ситуации, когда закон не всегда проводит четкое разграничение собственности между регионом и городом, предлагает разделить некоторые объекты или возводить инфраструктуру “по договоренности” между двумя сторонами, губернаторы оказываются перед соблазном сместить неугодного мэра и поставить на его место временного управляющего или наемного сити-менеджера. Пока Кремль не вмешивается или молчаливо одобряет отстранение мэров, но очевидно, что статистика подобных конфликтов в какой-то момент выйдет на критический уровень. И это будет не единственная претензия к муниципальной реформе.