Александр Волошин

Назначение в «Норникель», в середину крупнейшего корпоративного конфликта, не только подтверждает его управленческий талант, но и, кажется, свидетельствует о желании государства не наломать там дров.

Мало сегодня найдется людей, кто мог бы выиграть у Сергея Чемезова, гендиректора «Ростехнологий». Александр Волошин – выиграл; назначение его председателем совета директоров «Норникеля» (см. статью на стр. Б1) выглядит именно так. Хотя Волошин – человек вроде бы предыдущей политической эпохи: у него отношения с Березовским, да и в отставку с поста руководителя администрации президента пошел в символический момент – в конце 2003 г., когда Ходорковский сел и начала разворачиваться налоговая часть дела ЮКОСа.

Волошин – выпускник МИИТа (1978 г.), в советское время известного либерализмом, работал по специальности – сначала помощником машиниста электровоза, потом бригадиром; комсомольский секретарь Москвы-сортировочной. Параллельно учился в Академии внешней торговли, окончив которую (1986 г.) стал работать во Всесоюзном научно-исследовательском конъюнктурном институте, где занимался изданием бюллетеней иностранной коммерческой информации. В том же 1986 г. на базе «АвтоВАЗа» был создан Научно-технический центр, открывая который генсек Михаил Горбачев произнес – впервые – слово «перестройка». Проблемы «АвтоВАЗа», говорят, свели Волошина с Березовским; позже была Федеральная фондовая корпорация, которая не только торговала акциями «Газпрома», но и организовывала приватизационные аукционы, среди которых – продажа госпакета «Сибнефти»; в 1997 г. Волошин стал советником Валентина Юмашева, в 1998 г. – его замом, а в 1999 г. – главой администрации президента.

После ухода из Кремля Волошин остался председателем совета директоров РАО ЕЭС; казалось, его политическая карьера закончится одновременно с расформированием РАО. Те, кто замечал его в ресторанах на Рублевке, доносили, что беседует он все больше с «бывшими». Те, кто заставал его в начальских кабинетах, сообщали, что Волошин востребован властью. Кремлевские соглашались, что пользуются его уникальными умениями в области гуманитарных технологий.