До окрика сверху можно делать что угодно

Ручное управление экономикой приучает компании ориентироваться не на законодательство, а на реакцию власти.

Сегодня премьер-министр Владимир Путин попросил Федеральную антимонопольную службу (ФАС) выяснить причины разного роста цен на металлургическую продукцию. ФАС возбудила дело против «Евразхолдинга» по подозрению в установлении монопольно высоких цен.

Полезен ли режим ручного управления ценовой политикой в российской экономике?

Комментирует партнер ФБК Игорь Николаев:

Этот режим вреден, потому что те, к кому действительно могли бы быть вопросы со стороны ФАС (в данном случае я не имею в виду группу «Евраз»), будут знать, что у нас основной принцип, основной механизм регулирования - это личное управление. То есть, они могут смело делать то, что хотят, пока не дождутся вот этого окрика сверху. Единственный ориентир для них не норма законодательства, а то, как реагирует на это власть. Таким образом получается, что ручное управление просто выводит регулирование из правового поля. С другой стороны, регулирование «сверху» демотивирует ФАС, потому что получается, что служба на самом деле может продемонстрировать себя в действии только тогда, когда ей укажут.

Комментирует директор Института экономики РАН Руслан Гринберг:

Эта ситуация лишний раз показывает все недостатки того устройства экономики, при котором бизнес не отделен от власти. Но я могу себе представить чувства нашего премьер-министра, который понимает, что злоупотребление монопольным положением наших естественных или неестественных монополистов — это в какой-то степени вынужденные меры. Ситуация с существующим произволом тарифов сегодня действительно не нормальна. Поэтому, когда даже в условиях нашей рецессии цены начинают расти, Путин вынужден вмешаться в эти процессы. Конечно, все это все выглядит очень неуклюже, но другого выхода нет.