Статья опубликована в № 2619 от 04.06.2010 под заголовком: Вечные ценности: В двух словах

Церковный ответ выставке «Осторожно, религия!»

В притворе храма Мученицы Татьяны при МГУ открылась выставка современного искусства «Двоесловие/Диалог», на которой представлены работы современных художников на церковные темы. Работы вполне свободные, смелые, острые, но не радикальные. Красочный макет храма на горе яблок. Лицо бомжихи-проститутки с евангельской цитатой внизу. Хоругвь «Спасайся, кто может!» (подробнее о выставке см. статью «Смиренные яблочки», «Ведомости» от 3.06.2010).

Вообще-то выставки в притворе этого храма проходят регулярно. Как и при многих других православных храмах; были бы в приходе художники, фотографы да любящие их искусство батюшки. Но то выставки, в общем, домашние, экспонирующие работы своих и для своих.

Отец Максим Козлов, настоятель храма Мученицы Татьяны и главный инициатор «Двоесловия», отправился в большой мир, пустив в свой храм вообще современное искусство, говорящее на христианские темы. И это вовсе не миссионерская попытка приручить субкультуру в жанре «батюшка-байкер во главе крестного мотохода». Это указание на дружеское внимание церкви к светской культуре. Очевидно сознавая всю необычность этого жеста, отец Максим, во-первых, проартикулировал его как можно более гласно и практически по слогам: «Ди-а-лог». Во-вторых, счел необходимым предельно легализовать его в глазах церковной общественности. В проекте зримо и незримо присутствовало самое высокое патриархийное начальство. Разрешение на проведение выставки было испрошено у патриарха, который пусть и не дал прямого благословения, но и возражать не стал. На открытие пришел председатель Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон Шевкунов, а в отборе работ принял участие глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Всеволод Чаплин (хотя в кураторах выставки не указан).

В общем, наш ответ выставке «Осторожно, религия!», от которой показательно приняты делегаты – группа «Синий суп», в знак, отметил отец Максим, христианского всепрощения, которое, заметим, потребовалось и от художников.

В притворе храма представлено всего девять работ. Понятное дело, «Двоесловие» – факт не столько художественной, сколько нашей общественной жизни. Православная церковь демонстрирует перед обществом лояльность современному искусству. Важно это не только для общества, но и для самой церкви, которая признается наконец вслух: пора меняться. Пора творчески искать пути к сердцу современного человека. Это никак не значит, что храм или его притвор надо превращать в танцплощадку или художественную галерею, что следующим шагом на этом пути, как убеждены самые испуганные православные, станут венчания гомосексуалистов и женское священство. Нет, но это значит, что, если ты хочешь, чтобы в твою церковь ходили твои современники, говори с ними на понятном им языке. Разговор этот начат. О-о-очень осторожный, страшно робкий, и все же. Хотя бы так. Бог даст, он продолжится и не ограничится двумя словами.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать