Как британцы решали проблему моногородов

Одним из самых серьезных последствий экономического кризиса в России оказалось его воздействие на моногорода. Когда спрос на конкретные товары значительно снизился, существование целых сообществ, иногда насчитывающих сотни тысяч людей, оказалось под угрозой. Правительство России отреагировало оперативно, направив миллиарды рублей на социальную поддержку моногородов, однако проблема развития устойчивых долгосрочных стратегий для таких городов осталась нерешенной.

Великобритания столкнулась с подобной проблемой, когда в 1970-х гг. многие крупные британские города зависели от одной или двух отраслей промышленности, т. е. были в таком же положении, в котором российские моногорода находятся сейчас. Экономический шок, вызванный значительным ростом цен на нефть, поставил некоторые из отраслей промышленности Великобритании в очень затруднительное положение. Столкнувшись с проблемой неустойчивого развития этих отраслей и наличия уязвимых групп населения, правительство Великобритании было вынуждено проводить политику реструктуризации и модернизации важных частей экономики.

Опыт, который Великобритания получила в процессе реструктуризации моногородов, как мне кажется, может оказаться полезным для России. Сотрудничая с Россией в рамках Межправительственного российско-британского комитета по торговле и инвестициям, правительство Великобритании предложило поделиться своим опытом и подготовило доклад независимых ученых, названный «Модернизация в России: Опыт Великобритании по модернизации и реструктуризации моногородов» (он находится на сайте посольства http://ukinrussia.fco.gov.uk). В докладе можно ознакомиться с конкретными мерами, которые на практике применялись в Великобритании, как увенчавшимися успехом, так и теми, которые оказались безуспешными.

В докладе также приводятся примеры конкретных решений, которые могут быть интересны российским коллегам. Например, Глазго – город, который был построен вокруг одного сектора производства. Однако после того, как сектор производства пришел в упадок в 1980-х гг., правительство приняло стратегию замещения промышленности. Финансируя инфраструктуру, перемещая государственные рабочие места, а также проводя активную внутреннюю инвестиционную политику, за последнее десятилетие удалось создать более 50 000 рабочих мест. В настоящее время сфера услуг предоставляет более 90% рабочих мест в городе. Опыт Глазго показывает, что вместо того, чтобы держаться за отрасли промышленности, пришедшие в упадок, иногда важно найти новые сферы для роста экономики.

В Южном Йоркшире крах горной промышленности Великобритании стоил 70 000 рабочих мест. Здесь правительство сосредоточило внимание на развитии предпринимательства. Выяснив, что чрезмерная бюрократия и отсутствие стимулов мешали людям открыть свое собственное дело, правительство сконцентрировало внимание на улучшении регулирования и обучении. Я знаю, что правительство России осознает проблемы, сдерживающие предпринимательство. Президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин подчеркнули необходимость решения проблем, касающихся бюрократии, коррупции, а также необходимость обеспечения главенства закона. Великобритания также поддерживает эти устремления, которые улучшат бизнес-климат в России.

После спада промышленного производства в сталелитейной отрасли в Корби правительство Великобритании создало в городе свободную экономическую зону (СЭЗ), гарантировав тем самым финансовые стимулы для перемещения компаний и предсказуемые правовые рамки в долгосрочной перспективе. В течение последнего десятилетия Россия также создала несколько СЭЗ. Исходя из британского опыта, эффективность СЭЗ необходимо постоянно оценивать, так же как и целесообразность предложенных стимулов для предпринимателей. Одна из основных проблем, с которой столкнулось правительство Великобритании, состоит в том, что некоторые компании перемещают свою деятельность в СЭЗ скорее из соображений краткосрочной выгоды, не рассматривая возможности долгосрочного инвестирования. Чтобы избежать этого, можно ограничить стимулы по времени и локализовать их, учитывая потребности конкретного района.

Последним компонентом мер, проводимых Великобританией, было создание кластеров – сгруппированных в конкретном месте с целью максимальной эффективности независимых компаний. Эта мера была использована для поддержки транспортного сектора экономики Бирмингема. Правительство поощряло компании в их стремлении переместиться в Бирмингем, предоставив возможности переподготовки специалистов и благоприятный режим регулирования.

Основной вывод доклада – правительство может многое сделать для поддержки роста экономики. Предоставление высококачественной инфраструктуры, переподготовка специалистов, а также соответствующая финансовая поддержка молодых предприятий – все это важные элементы плана по восстановлению экономики.

Но не менее важно то, что правительство и государство не должны делать. Авторы доклада выяснили, что препятствия, созданные правительством бизнесу, такие как зарегулированность, бюрократия и непредсказуемый режим функционирования стимулов, представляли собой такой же большой барьер для устойчивого экономического роста, как и факторы, приводимые в действие рынком. Во многих случаях самым лучшим подходом было бы минимальное государственное вмешательство в экономику. Устранение бюрократических барьеров, препятствующих росту экономики, и предоставление предпринимательству возможностей для процветания являются самым лучшим вкладом, который правительство может внести в модернизацию.

Не существует двух городов с одинаковыми проблемами: вопросы, с которыми столкнулись моногорода в России, требуют индивидуальных ответов. Но я надеюсь, что опыт Великобритании как страны, которая уже прошла через проблему реструктуризации, может по крайней мере дать некоторые ориентиры того, что может сработать в похожих обстоятельствах. Мы будем рады продолжить обмен опытом с правительством России в ходе программы модернизации.