Статья опубликована в № 2803 от 03.03.2011 под заголовком: Стратегия развития: Выйти за свои пределы

Бесконечная гонка за ВТО

Российское правительство многие годы предпринимает усилия для того, чтобы стать членом ВТО. Проделана огромная работа, но сроки вступления затягиваются. Отчасти оттого, что российская делегация совершенно оправданно занимала жесткую позицию, отстаивая наши национальные интересы. С другой стороны, под давлением критики, не прекращающейся все эти годы, мы далеко не всегда демонстрировали последовательность в решении этой сложной проблемы. Мы так и не ответили себе на вопрос: действительно ли нам так выгодно стать членом ВТО?

Нельзя быть конкурентоспособной производственной или сервисной экономикой, если товары и услуги не продаются на международных рынках. Доступ к потребителям является одним из наиболее важных факторов успеха для любого бизнеса. И проблема не только в том, что в рамках внутреннего рынка, даже такого, как Россия, зачастую невозможно создать достаточный масштаб производства, который позволит успешно конкурировать по издержкам. И не только в том, что экономика, представители которой присутствуют на различных рынках, более устойчива к страновым рискам. Проблема в том, что, ограничиваясь исключительно внутренним рынком, мы лишаем себя возможности вести дела с искушенным потребителем и участвовать в реальной конкурентной борьбе, чтобы становиться сильнее.

С другой стороны, ограниченный доступ на экспортные рынки препятствует привлечению в страну наиболее качественных инвесторов. Инвесторов можно условно разделить на три большие группы. Первая – инвесторы в добычу и первичную переработку сырья. Они доминируют на российском рынке на протяжении последних 20 лет. Эта категория инвесторов прагматична. Как-то из уст одного стратегического инвестора я услышал фразу: «Мы будем инвестировать в нефтегаз, даже если вы будете людей есть». Все, что им необходимо, – это скважина с подтвержденными запасами и труба до границы. На эти инвестиции незначительно влияет качество инвестиционного климата в стране, для их привлечения не требуется сколько-нибудь существенных профессиональных усилий со стороны правительства.

Вторая группа инвесторов – это те, кто заинтересован во внутреннем рынке. Наш рынок – один из самых емких и привлекательных в мире. Отсюда довольно активный рост инвестиций в российскую электроэнергетику, телекоммуникации, пищевую промышленность, розничную торговлю и автопром. Наиболее критичным фактором, который беспокоит этих инвесторов, является несбалансированная структура и высокая зависимость российской экономики от конъюнктуры сырья и, как следствие, риски падения доходов населения. Эти инвесторы более осторожны, зависимость от внутреннего рынка вынуждает их также учитывать и другие факторы, критичные для успеха бизнеса на территории нашей страны. Работа с ними требует больших усилий.

Третья группа – это инвесторы, которые создают на территории страны предприятия, ориентированные преимущественно на экспорт. Они пытаются найти территории, где будут в состоянии выстроить бизнес, обладающий объективными конкурентными преимуществами на мировом рынке. Это могут быть низкие издержки благодаря эффективному доступу к сырью, а также к транспортной и энергетической инфраструктуре. Или развитая сеть квалифицированных и качественных поставщиков комплектующих. Или качество научных исследований и разработок, а также высокая квалификация управленческих, инженерных или производственных кадров.

Именно эта категория инвесторов, создающая конкурентоспособные на глобальном рынке товары и услуги, является существенным фактором экономического роста. Именно за них страны ожесточенно конкурируют между собой. Можем ли мы похвастаться успехами в этой конкурентной борьбе? К сожалению, нет. Таких инвесторов в нашей стране ничтожно мало, а именно по их количеству можно достоверно судить о качестве инвестиционного климата. При этом мнение, что инвесторов в первую очередь интересуют налоговые льготы, – не более чем широко распространенный миф. Безусловно, налоговый режим важен и всегда принимается во внимание инвесторами, но он может быть сопоставим со странами-конкурентами.

Давайте посмотрим на рейтинг конкурентоспособности Всемирного экономического форума: есть ли в первой половине рейтинга хотя бы одна страна – не член ВТО? Оказывается, нет. Неужели руководители десятков стран, демонстрирующих существенно лучшие результаты развития, заблуждались в своем выборе?

Членство в ВТО действительно усилит конкуренцию на российском рынке. Потребители от этого выиграют. А выиграют ли российские производители? Только те, кто считает возможность открыто конкурировать не угрозой, а перспективой для роста. ВТО смертельно опасна для тех, кто не способен конкурировать или даже не имеет таких амбиций.

В прошлогоднем рейтинге вовлеченности в международную торговлю Россия заняла 109-е место. Некоторое чувство неловкости от соседства с Непалом, наверное, все-таки не должно нас смущать. Важно понять: действительно ли это столь критично для нас? Если мы все-таки хотим построить конкурентоспособную экономику, которой мы могли бы гордиться, то игнорировать такую возможность, как членство в ВТО, не просто глупо, а преступно.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать