Протодемократия внутри правящего тандема

Барак Обама за полтора года до выборов официально объявил о начале кампании по переизбранию в президенты США. Американский президент открыл предвыборные офисы и заявил, что начинает разговор со своими сторонниками, чтобы проложить путь к победе.

В России политика делается иначе. До президентских выборов менее года, но официальных заявлений об участии в избирательной кампании от потенциальных главных кандидатов как не было, так пока и не ожидается. Тандем интриги и неопределенности продолжает править.

Хотя кое-что, конечно, меняется. Магнитогорская речь Дмитрия Медведева по всем стандартам выглядит как тот самый «разговор со своими сторонниками, чтобы проложить путь к победе». Правда, «одиннадцатого пункта» с прямым заявлением о выдвижении на второй срок в ней все же нет. Понятно почему: до сих пор не завершен другой важный разговор между дуумвирами. Как раз тот, который был анонсирован как «ближе к выборам сядем и договоримся» и исхода которого большая часть правящего класса и значительная часть общества уже подустали ждать.

Но теперь есть и хорошая новость. Судя по событиям последних недель, по крайней мере часть того самого долгого и судьбоносного разговора произойдет не за закрытыми дверями одного из высоких кабинетов, но в пространстве публичной политики. В ходе обмена речами, поручениями, заявлениями, а сверх того – и «частными мнениями» на встречах с рабочими, бизнесменами, пенсионерами, музыкантами и другими группами потенциальных сторонников.

Спектр обсуждаемых вопросов простирается от бюджетной политики и судьбы госкапитализма до социальных реформ, коррупции и международной обстановки. Аргументы в разговоре выкладываются не только на стол, но и на информационные ленты. Обмен репликами хотя бы немного напоминает предвыборную конкуренцию подходов и программ и, в принципе, позволяет предпочитать ту или иную точку зрения. Участники тандема запрашивают массовую поддержку. Мнение общества имеет значение, и порой видно стремление власти перехватить или использовать в своей программе некоторые общественные требования. И даже сценарий прямой встречи двух кандидатов на выборах перестает выглядеть невероятным, хотя до этого все-таки вряд ли дойдет.

Но раз уж тандем заговорил, то можно ожидать, что ближайшие месяцы принесут еще немало довольно содержательных дискуссий – благо поводов и возможностей для этого хоть отбавляй, даже если не учитывать ситуативных моментов, а также поворотов во внешней политике.

Совсем скоро – 20 апреля – премьер Путин выступит с ежегодным отчетом правительства перед Госдумой. Уже в этой программной речи могут прозвучать первые аккорды радикально обновленной стратегии-2020. Теоретически нельзя исключать, что тогда же Путин возьмет да и поставит перед депутатами вопрос о вотуме доверия кабинету министров. Формальная конституционная возможность сделать это у главы правительства есть, да и сути текущей политической ситуации это могло бы соответствовать.

В начале мая исполнится три года с момента вступления Дмитрия Медведева в должность президента страны. Чем не повод, например, не только для специального политического видеообращения, но и для выхода новой программной статьи в продолжение знаменитой «Россия, вперед!»?

В июне площадка Санкт-Петербургского экономического форума даст возможность Медведеву полно раскрыть свою программу российским и иностранным инвесторам. Летом глава государства сможет принять отчет об удалении чиновников из советов директоров госкомпаний и поставить новые задачи борьбы с госкапитализмом. Ежемесячный график президентской комиссии по модернизации также дает большие возможности для того, чтобы в какой-то момент магнитогорская речь получила свое развитие.

В свою очередь у Владимира Путина в нынешнем году остается еще три межрегиональных конференции «Единой России», которые во всех предыдущих случаях премьер использовал для программных политических инициатив – в последний раз, например, для анонсирования идеи декларации расходов депутатов и чиновников. В сентябре придет время и предвыборного съезда правящей партии с большим политическим докладом премьера. Впрочем, президент Медведев на съезде «Единой России» тоже, видимо, выступать будет. Да и интрига с конфигурацией лидерских мест в избирательном списке партии еще ждет своего часа.

Наконец, именно при Медведеве возникла практика произнесения ежегодных президентских посланий осенью. До ноября в этот раз тянуть нельзя, а значит, время придет в сентябре-октябре. То есть послание состоится в разгар парламентских выборов и на низком старте президентской кампании. В этих условиях выступление действующего главы государства не может стать не чем иным, как или подводящим итоги заявлением уходящего президента, или недвусмысленной предвыборной речью решившегося идти на новый срок лидера. Фактически через полгода, именно во время произнесения послания в Георгиевском зале Кремля, Дмитрию Медведеву в присутствии сидящего в первом ряду Владимира Путина предстоит объявить всей стране, как и о чем они договорились. Конечно, в этом окончательном вердикте тихие разговоры в кабинетах и «схватки под ковром» все равно сыграют определяющую роль. Однако после нескольких месяцев публичных политических дискуссий уже нельзя будет сказать, что вот это «сядем и договоримся» было какой-то совсем уж волюнтаристской процедурой «на двоих» (или в рамках узкого «политбюро») и не имело отношения к происходящим в стране процессам и позиции общества. Не худший итог для стремительно уходящей в прошлое тандемократии.