Статья опубликована в № 2921 от 22.08.2011 под заголовком: Приватизация: Капитализация поколений

Владимир Южаков: Приватизация должна «капитализировать» ныне живущие поколения россиян

Заржавевший инструмент государственного управления, приватизация, снова востребован. Руководством страны, похоже, почти принято решение о целях и способе ее использования. Для пополнения бюджета и сокращения неэффективного присутствия госаппарата в хозяйственной жизни. Путем распродажи имущества, находящегося в распоряжении чиновников разных уровней власти.

И цели, и технология понятны и вроде бы оправданны. Но опыт показывает – смена собственника не повышает эффективности автоматически и гарантированно. Тем более что, как правило, предполагается сохранение контроля над компаниями, затрагиваемыми приватизацией, со стороны государства. И где гарантии, что при «приватизации-продаже» не будут создаваться инструменты преференций, аналогичные залоговым аукционам?

А главное – существуют и другие проблемы, решению которых может (и должна – на мой взгляд) помочь приватизация. Это низкая деловая активность населения, низкий уровень доверия как предпринимателям, так и государству. Невозможность для большинства россиян самостоятельно решать фундаментальные проблемы своей жизни: обрести достойное жилье, обеспечить возможность образования, качественное лечение, достойные условия жизни в старости. У большинства нет реальной возможности испытать себя в предпринимательстве – нет средств и мало доступных способов их получения.

У этих проблем много причин. Но есть и общая – недостаток ресурсов в распоряжении основной массы россиян, доступных для решения накопившихся проблем или для начала собственного дела. Ситуацию можно определить как искусственно заниженную капитализацию ныне живущих поколений россиян. Возникшую в результате «декапитализации» ряда предшествующих поколений.

При нормальном развитии общества каждое поколение частных лиц опирается на наследство, накопленное предыдущими поколениями. Вместе с ним с каждым поколением расширяются возможности людей решать свои проблемы, в том числе самостоятельно, без ожидания поддержки от государства.

В России начиная с 1917 года капитализация поколений фактически прекратилась и возобладала противоположная тенденция. Для основной массы населения страны ограничивалось не только потребление, но и возможность накопления. Экспроприация, национализация, коллективизация, запрет предпринимательства, наказание за него, мобилизационная экономика (заниженный уровень зарплаты, принудительный и фактически бесплатный труд на селе и в специально создаваемых для этих целей лагерях, принудительно-добровольные займы...), репрессии, уничтожавшие огромные массы, в том числе активной части населения (семей), не говоря уже о катастрофически снижавших потенциал поколений потерях населения от гражданской и Великой Отечественной войны, голода – неполный перечень факторов и инструментов «декапитализации» российских поколений.

«Декапитализация» в некоторой степени компенсировалась и обосновывалась поддержкой граждан государством. С каждым поколением люди становились все более зависимыми от государства. Возможности людей каждого следующего поколения самостоятельно решать свои проблемы не возрастали, а снижались.

Патернализм, надежду на помощь государства нередко называют особенностью россиян. На самом деле большинство просто не имеет ресурсной основы для деловой активности, для самостоятельного решения своих проблем. Вернуть ответственность за себя невозможно, не преодолев последствия «декапитализации» поколений. В новой, капиталистически ориентированной России ситуация пока не сильно изменилась. Растущий разрыв между бедными и богатыми по-прежнему вынуждает большинство россиян рассчитывать на помощь государства, а накопление в интересах последующих поколений доступно немногим.

Приватизация могла бы стать частью политики «капитализации» ныне живущих поколений россиян. Приватизация – не единственный инструмент «капитализации» поколений. «Капитализация» ныне живущих поколений россиян, компенсирующая их накопившиеся потери от искусственной «декапитализации» предшествующих поколений, должна быть, на мой взгляд, системной политикой. Но на сегодня из всех жертв «декапитализации» поколений объектом системного проведения такой политики де-факто стала только церковь. И способ «капитализации» выбран предельно простой – последовательный возврат отчужденного у нее имущества. Другие жертвы «декапитализации» поколений пока остались на обочине.

Цель приватизации в этом случае – частичная компенсация потерь от «декапитализации» поколений предшествующих. Это вопрос не справедливости, а развития возможностей деловой активности, изменения отношения к предпринимательству, самостоятельного решения своих проблем. Мне представляется, достаточным основанием выбора такой цели и способа приватизации является именно острая необходимость для нашей страны повысить «капитализацию» ныне живущих поколений россиян – их ресурсные возможности самостоятельно решать свои проблемы.

В первой волне приватизации отчасти предусматривалось решение этой задачи: массовое наделение россиян собственностью, побуждение их к деловой активности. Но именно в этой части приватизация удалась в наименьшей мере. Ваучеры, а за ними и собственность сконцентрировались в руках немногих, наиболее активных и осознававших происходящее. У большинства воспоминание о ваучерах вызывает раздражение.

Но для многих раздражение связано и с осознанием упущенных возможностей, с примерами тех, кто распорядился ваучерами с пользой. Кто-то в свое время, продав удачно семейные ваучеры, приобрел пусть небольшую, но собственную квартиру для своей семьи. Кто-то, таких немного, сумел аккумулировать достаточное количество ваучеров и стать собственником или совладельцем реального бизнеса. Кто-то до сих пор получает небольшие, но регулярные дивиденды с полученных на ваучеры акций, участвует в управлении ими, а через них и компанией, чувствует свою сопричастность к ее успехам и неудачам. (Недавно обнаружил на сайте президента письмо людей, озабоченных возникшими проблемами сохранения дивидендов с полученных тогда акций, возможности участия в управлении ими.) А если людям предложить повторное, лучше организованное участие в массовой приватизации?

Ныне живущие поколения россиян получат дополнительный доход (ликвидные акции, дивиденды), частично компенсирующий недополученные накопления предков. Это позволит многим россиянам более успешно самостоятельно решать свои личные фундаментальные проблемы, участвовать в управлении своими акциями, а значит, в какой-то мере и компаниями. Повысит включенность россиян в процессы капиталистического развития страны, доверие к происходящим переменам и к государству.

При таком использовании приватизации нужны приемлемые механизмы передачи соответствующей части приватизируемого имущества каждому россиянину. Сегодня нет необходимости создавать для этого специальные инструменты вроде ваучеров. Передаваться могут приватизируемые акции, по стоимости, например, зафиксированной на момент принятия решения о приватизации.

Во избежание повторения ситуации, когда, не разобравшись в ценности получаемых бумаг, сбывают их за бесценок, нужны регулирующие ограничения на продажу акций их новыми собственниками. Например, период, когда акции могут быть проданы только через уполномоченный банк. При этом не ниже номинала и только для установленных целей: приобретения или строительства жилья, начала своего дела, получения образования, оплаты дорогостоящего лечения, дополнительного пенсионного обеспечения, оплаты проживания в домах для пожилых людей или их обслуживания.

Конечно, приемлемый размер «капитализации поколений» должен быть тщательно просчитан и обоснован, конкретные процедуры и условия приватизации – детально прописаны и обоснованы.

Приблизительно, если исходить из оценок возможных доходов бюджета по подготовленным версиям приватизации путем распродажи, на «капитализацию» поколений может быть направлено от 1,5–2 трлн до 6 трлн руб. По другим оценкам – фактические доходы от распродажи могут быть значительно больше. Например, текущая капитализация «Ростелекома», возможность распродажи которого также обсуждается, составляет около 600 млрд руб. Эта сумма может быть предъявлена для приватизации только одной крупной компании. Предположим с учетом этого, что на приватизацию в интересах «капитализации поколений» можно было бы выделить имущества на сумму в два раза большую ожидаемых сегодня максимальных доходов бюджета от распродажи имущества – 12 трлн руб. Соответственно, каждый из (округленно) 140 млн россиян мог бы получить в свою собственность акции на сумму (округленно) в 86 000 руб. – в качестве частичной компенсации недополученного ими наследства от поколений предыдущих.

Много это или мало?

Для государства эта сумма только на первый взгляд кажется непомерно большой. Деньги не надо искать в бюджете. Перейдя в собственность россиян, они могут существенно повысить спрос, создать стимулы к развитию производства, компенсировать выпадающие ожидаемые доходы.

«Капитализация поколений» – это и создание дополнительного спроса, в первую очередь на товары отечественного производства. Причем без печатного станка, без провоцирования инфляции. За счет возврата отчужденных ранее, несостоявшихся накоплений предыдущих поколений россиян.

Для большинства россиян это ощутимая сумма. Более трети средней годовой зарплаты. Для семьи из двух человек ее (в среднем по России) достаточно для первоначального взноса на приобретение на условиях ипотеки 1–2-х комнатной квартиры. Для пенсионера это годовая трудовая пенсия (ныне в среднем 8498 руб.). Достаточная основа для оплаты обучения (средняя стоимость одного года обучения с полным возмещением затрат, например, в Башкирском госуниверситете – 34 618 рублей). Значима она и для начала небольшого дела (субсидии на организацию самозанятости и создание рабочих мест, например, в Красноярском крае в 2011 г. составляют 58 800 руб.). Это возможность реального решения накопившихся проблем.

Значимым будет доход от продажи акций после снятия ограничений. Вероятнее всего, акции этих компаний (и при целевом использовании, и после снятия ограничений) продаваться будут дороже номинала. Для многих значимыми будут дивиденды, выплачиваемые в участвующих в приватизации компаниях.

Все это, на мой взгляд, в интересах отнюдь не только прямых выгодополучателей, но и российского бизнеса в целом, в интересах развития страны.

Приватизация для пополнения бюджета через распродажу уже состоявшемуся бизнесу или в интересах капитализации поколений путем передачи акций всем россиянам? Готовя программу приватизации, необходимо публично обосновать ее цели и способ приватизации. Пока этого не сделано.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать