От редакции: Украденное Рождество

Тревожные для одних и обнадеживающие для других вести приходят в предновогоднюю неделю из Европы. В Италии Рождество 2011 г. стало худшим для прибыли ритейлеров за последние 10 лет. В Греции объем рождественских продаж упал на 30% по сравнению с предыдущим годом. Экономят испанцы, ирландцы, португальцы. Да и жители других стран, меньше затронутых долговым и бюджетным кризисом, относятся к рождественским тратам ответственнее.

В традиционном предновогоднем исследовании потребительского поведения Deloitte пишет, что уверенность европейских потребителей в завтрашнем дне находится на низком уровне, но основное сокращение семейных бюджетов произойдет в следующем году. В этом же европейцы планировали потратить на праздники в среднем 587 евро, что лишь на 0,8% ниже уровня прошлого года. Где-то наблюдается сильное сокращение праздничного бюджета, где-то умеренный рост, любопытно, что лидерами роста оказались Россия (11,05%) и Украина (18,3%). Deloitte отмечает, что в этом году впервые отмечено сближение между наиболее востребованными и наиболее покупаемыми подарками.

Европейская экономия в каком-то смысле дала надежду на декоммерциализацию Рождества – за нее бьется Папа Римский Бенедикт XVI. В своей проповеди в ходе рождественской мессы он еще раз коснулся этой темы, призвав католиков не придавать значения «поверхностному блеску» праздника. Рождество превратилось в праздник потребления. Снижение интереса к религии в Европе в последние годы фиксировалось социологами. Может быть, теперь, в результате экономического кризиса, европейцы задумаются о вечном?

Любопытно, что в США, более экономически благополучных на данный момент, предрождественские продажи побили все рекорды. Правда, речь идет главным образом о покупках в интернете и на распродажах. У американцев существует целая иерархия потребительских дат, среди которых «черная пятница» (25 ноября), «киберпонедельник» (28 ноября), «зеленый понедельник» (12 декабря), «день бесплатных доставок» (16 декабря) – именно в эти дни и ставились рекорды. Надо отметить, что в качестве одной из производных социального протеста OccupyWallStreet появилось движение OccupyChristmas, сторонники которого стремятся уйти от потребительского отношения к празднику.

А что у нас, в России? Nielsen, как и Deloitte, приходит к выводу, что россияне в этом году легче тратят на праздники, чем мир в среднем: в России 78% респондентов собирались потратить столько же или даже больше средств (64% и 14% соответственно), чем в прошлом году. И только 12% сократят свои расходы на подарки. В мире 25% собирались уменьшить рождественские расходы. Потребительскую уверенность россиян в новогодних праздниках подтверждает и ВЦИОМ: по его данным, средняя сумма расходов в этом году выросла на 12% и составила 6953 руб. Deloitte дает сумму в три раза больше – 428 евро, которая, впрочем, остается меньше среднеевропейской.

Возможно, существует некий специфически рождественский «предел роста расходов», которого россияне еще не достигли. С другой стороны, исследователи потребительского поведения знают, что россияне предпочитают тратить деньги в любой экономической ситуации, не очень доверяя возможности сберегать.

Ну а с третьей стороны, у нас православное Рождество находится в тени Нового года, и у этого положения есть плюсы и минусы. Само Рождество у нас не так коммерциализировано, как на Западе. Но оно и не имеет такого статуса и пафоса, как в других странах. Новый год остается безоговорочно любимым праздником россиян. Получается, что секулярное новолетие и религиозное Рождество разведены, что хорошо: не только христиане живут в России. К тому же это возможность выехать на горнолыжные курорты в то время, когда европейцы уже работают.

В результате нас нельзя обвинить в коммерциализации Рождества. Так, вероятно, будет до тех пор, пока Русская православная церковь не решится перейти на григорианский календарь.