От редакции: Цена союза с Белоруссией непрерывно растет

Дружба с Белоруссией обходится России все дороже. Во вторник в Сочи премьеры Дмитрий Медведев и Михаил Мясникович договорились о порядке и объемах компенсации потенциальных потерь белорусской экономики после вхождения в Евразийский союз (см. статью на стр. 04). «Договоренности учитывают как ранее достигнутые соглашения об объемах поставок нефти и нефтепродуктов, так и расчетные потери бюджета Республики Беларусь от «большого налогового маневра», - заявил вице-премьер Аркадий Дворкович.

Это означает, что Белоруссия оставит в своем бюджете дополнительно $1,5 млрд пошлин от экспорта произведенных из российского сырья нефтепродуктов. В 2013-2014 гг. Белоруссия перечисляла России ежегодно около $3 млрд компенсации за поставленную беспошлинно нефть (при этом, как подсчитал Александр Кнобель из Института Гайдара, чистый трансферт из России в Белоруссию составлял около $6 млрд). Весной Минск уже выторговал себе скидку в 50% от стандартной компенсации и кредит в $2,5 млрд в качестве условий вступления в ЕАЭС. И вот теперь скидка увеличена до 100% в 2015 г. Мотивировано это российским налоговым маневром (резкое снижение пошлин на нефть и акцизов и рост НДПИ).

На пользу белорусской экономике пошел и российский запрет импорта продовольствия из ряда западных стран (значительная часть «запрещенки» стала ввозиться под видом белорусских продуктов или перерабатываться на местных предприятиях - беспошлинно).

Лукашенко умело пользуется противоречиями между союзной и самостоятельной политикой Москвы. Кремль в одиночку поссорился с Украиной и Западом и теперь вынужден терпеть и особую позицию Минска по Украине, и новые требования по участию в ЕАЭС. Геополитические планы Москвы никак не связаны и с внутриэкономическими. Налоговый маневр в нефтяной отрасли предлагался еще в 2011 г. как часть «Стратегии-2020». Тогда маневр отложили в долгий ящик и вспомнили о нем недавно, в куда более сложной ситуации.

$1,5 млрд (60 млрд руб.) - небольшая сумма для российской казны, но вместе с прямыми потерями бюджета от налогового маневра (до 240 млрд руб., по расчетам экспертов) цена пренебрежения стратегией в нынешнее кризисное время может оказаться слишком высокой.