Мнения
Бесплатный
Филипп Стеркин
Детали / Вещь недели
Статья опубликована в № 3875 от 17.07.2015 под заголовком: Вещь недели: Машина для чиновника

Нужна ли чиновнику персональная машина

Как Минфин предлагает экономить на чиновничестве и как это не будет работать

Лишить чиновников субсидий на квартиры, медстраховки, оставить персональные машины только руководителям ведомств и только им же разрешить ездить в командировки первым классом предложил Минфин. Многие идеи, безусловно, логичные – например, о субсидиях на жилье, которые получают чиновники с вполне конкурентной зарплатой. Другие – спорные, например, медобслуживание – неотъемлемая часть вознаграждения в цивилизованных компаниях.

Забота о казне – одна из ключевых задач Минфина. «Бумажные важные люди» слишком дорого обходятся бюджету и экономике. Впрочем, не столько из-за расходов на них, сколько из-за вреда, который они наносят ей. Это Минфин признает и предлагает некоторые меры реформы госслужбы. Но если первая задача относится к числу сложных, то вторая – к числу почти не решаемых в России. Хотя в идеале, прежде чем экономить на неэффективном механизме, нужно починить его.

Надо сделать чиновника эффективным, говорят сами чиновники. Уровень гарантий можно даже поднять, если сократить нас, уверен один из них. «Нас нужно гораздо меньше!» – вторит ему другой.

К реформе призывает президент Сбербанка Герман Греф, но спроса со стороны власти на нее нет. Пока президент и премьер занимаются каким-то бюрократическим фэншуй, переставляя то, что плохо работает. Например, слили ФАС и ФСТ – обе работают плохо, но вместе якобы заработают хорошо.

Власть устраивает система, в основу которой положено управление не результатом, а процессом, когда оценивается не достижение целей, а исполнение поручений. Вот иллюстрация из статьи в этом номере: одно ведомство предложило очередную бесполезную меру якобы поддержки бизнеса, другое внесло ее в правительство. И чиновники обоих ведомств в ответ на критику говорят: мы ни при чем, не мы предложили, не мы вносили. Но работу они проделали, поручение выполнили.

Один мой знакомый, получив высокую должность на ключевом направлении в одном из ключевых министерств, через какое-то время признался: раньше занимался интересной работой, создавал интересный, полезный продукт, а теперь хожу на бессмысленные совещания, выполняю бессмысленные поручения. А если сильно сорвать сроки выполнения этих бессмысленных поручений, то придет прокуратура и потребует объявить взыскание.

И судя по общению с чиновниками, эта бюрократическая машина или ее значительная часть уже давно испытывает отвращение к самой себе. «<...> Во всем учреждении, снизу доверху, не встретишь и капли разума <...> Хотят тут мало, а делают еще меньше <...> Самодовольство сменяется апатией» (Сирил Паркинсон).

Zhabua
13:22 17.07.2015
Несколько принципиальных моментов. Первое. Не следует думать, будто сокращение так называемых привилегий чиновников (реально распространенных отнюдь не на все категории гражданских служащих), равно как и сокращение числа самих чиновников, способно заменить давно назревшую реформу госуправления. Причем для этой реформы не обязательны такие теоретически прекрасные институциональные вещи, как работающий парламент, свободные выборы, гражданский контроль. В Китае, Сингапуре, 30-миллионной Саудовской Аравии всего этого, как и в нашей стране, нет, в Южной Корее, Малайзии и Индонезии указанные институты также весьма условны, однако все эти страны развиваются КРАТНО УСПЕШНЕЕ И БЫСТРЕЕ, чем стагнирующая Россия, их национальные бюрократии явно более эффективны. Второе. Нужно также понимать, что все эти лихорадочные попытки Минфина найти, чтобы такое еще сократить, объясняются полной неспособностью Президента и Правительства, представительной власти, органов внешнего и внутреннего госаудита в лице Счетной палаты и Росфиннадзора осуществить давно назревшую в условиях кризиса ВЕЛИКУЮ РУБКУ КОСТОВ, жертвой которой должны пасть как значительная часть военных и социальных расходов, так и совершенно непрозрачные и необоснованные инвестпрограммы и иные затраты госкорпораций/госкомпаний, а также их ДЗО. Как это ни парадоксально с точки зрения мирового опыта, именно такая жестокая громобойная акция только и может - в без преувеличения уникальных российских условиях - стать началом национальной реформы госуправления. Третье. Прежде чем принимать решения о снижении благосостояния гражданских служащих и их численности, следует провести тщательный аудит соответствующих затрат по каждому федеральному органу государственной власти. ИМХО выяснится, что ДО ТРЕТИ расходов на жилищные субсидии, служебные квартиры и дачи "в пользовании", медицину, транспортное обслуживание приходится в каждом ведомстве на 10-20 руководителей и их родственников, работающих в той же системе. Четвертое. Как я уже отметил выше, так называемые привилегии распределены между ведомствами крайне неравномерно. Если сравнить доходы высшего слоя госслужащих - Администрации, аппарата Правительства, сотрудников аппаратов палат Федерального Собрания, Счетной палаты, гражданских федеральных министерств с доходами, например, правоохранительных ведомств, а также Банка России и госбанков, то выяснится кратное превосходство сотрудников центральных аппаратов МО, МВД, ФСБ, МЧС, ФСКН и СВР в части обеспечения квартирами над "гражданскими" и такое же кратное превосходство ЦБ и госбанков по зарплатам - и над остальными "гражданскими", и над "погонами". Сотрудники госкорпораций и госкомпаний также обходятся стране кратно дороже, чем госслужащие, финансируемые из федерального бюджета. Никакая кремлевская медицина и никакие жилищные субсидии на сотрудников подавляющего большинства подчиненных напрямую Правительству и подведомственных министерствам агентств и служб не распространяются. А вот сотрудники госкорпораций медучреждениями УД Президента пользуются. Понятно, что здесь надо наводить порядок - с точки зрения как социальной справедливости, так и просто здравого смысла.
20
Комментировать