Мнения
Бесплатный
Александр Губский
Детали / Человек недели
Статья опубликована в № 4188 от 24.10.2016 под заголовком: Человек недели: Карлос Гон

Корона для Карлоса Гона

Новый глава совета директоров поможет Mitsubishi Motors Corp. преодолеть последствия топливного скандала

После поглощения компанией Nissan Motor оказавшейся на грани краха Mitsubishi Motors Сorp. (MMC) президент и гендиректор компаний Nissan и Renault Карлос Гон примеряет третью корону – он возглавил совет директоров MMC.

Гон уже носил три короны – до июня этого года он также возглавлял совет директоров «АвтоВАЗа». С учетом скандальной отставки гендиректора «АвтоВАЗа» Бу Андерссона весной 2016 г. и состояния, в котором он оставил предприятие после себя, такое совмещение вряд ли можно назвать успешным. Но в случае с MMC все обещает быть иначе.

MMC оказалась на грани банкротства после того, как в апреле этого года выяснилось, что компания подтасовывала показатели экономичности своих микролитражек, продававшихся в Японии. Речь шла о показателях примерно в 624 000 автомобилей, в том числе 468 000 выпущенных Mitsubishi для Nissan (Nissan перестала выпускать микролитражки в 2010 г., передав этот бизнес своему СП с MMC). Предполагаемые штрафы MMC могли превысить $1 млрд, акционеры автопроизводителя – Mitsubishi Heavy Industries, Mitsubishi Corp., Bank of Tokyo-Mitsubishi – отвернулись от своей «дочки», и тут о желании купить контрольный пакет MMC (по японскому законодательству это 34%) заявила Nissan. Заявление было сделано еще в мае, но полгода понадобилось Nissan, чтобы изучить состояние дел. И вот теперь сделка закрыта.

Сделка вызвана не амбициями Гона стать еще крупнее и влиятельнее (совокупные продажи Nissan, Renault, Mitsubishi и Lada будут составлять около 10 млн машин в год, по этому показателю альянс сравняется с лидерами отрасли – Toyota Motor Corp. и Volkswagen Group), но очень выгодной синергией. Получив контроль над ММС, Nissan гарантирует себе стабильное производство микролитражек (40% японского авторынка), расширение позиций в Юго-Восточной Азии (где бренд Mitsubishi очень силен), а разработанные ММС технологии подзаряжаемых гибридов могут стать базовыми для всех брендов альянса, говорят эксперты. Уже в 2017 г. благодаря объединению систем закупок, дистрибуции, разработки и проч. Nissan и Mitsubishi собираются сэкономить около $500 млн, а в дальнейшем синергия обещает приносить еще больше.

В результате скандала с фальсификацией расхода топлива продажи Mitsubishi рухнули. Она впервые с 2009 г. покажет убытки, которые оценила в $2,32 млрд. Часть топ-менеджеров ММС были вынуждены покинуть компанию, хотел оставить свой пост и президент ММС Осаму Масуко. Но Гон убедил его остаться в ранге гендиректора: именно Масуко вернул ММС к прибыльности. Это обещает, что из кризиса ММС выйдет без потрясений, а альянс Renault Nissan станет еще сильнее.

Как каялись автопроизводители